Точное происхождение шапки Мономаха определить сложно. Высказывались предположения, что этот драгоценный венец был создан в восточных странах через несколько веков после смерти Владимира Мономаха.
"Я вхожу в Эрмитаж, как в хранилище человеческого гения. В Эрмитаже я впервые, ещё юношей, почувствовал счастье быть человеком. И понял, как человек может быть велик и хорош..." Эти слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского можно отнести не только к Эрмитажу, но и ко многим другим музеям.
Музеи - великое изобретение человеческой цивилизации, необъятная вселенная чудес и красоты, неожиданных открытий и невероятных встреч, нескончаемая книга познания истории не только своей страны, но и всего мира.
Как и когда возникли музеи? Собирание произведений искусства, главным образом скульптуры, было известно ещё в Древней Греции, откуда, кстати, и пошло само слово "музей". Дословно оно переводится как "храм муз". Систематическое коллекционирование зародилось, вероятнее всего, в Италии в XV в. Затем оно распространилось и в других странах Западной Европы. Предметы хранились в так называемых кунсткамерах, что в переводе с немецкого означает "собрание самых разнообразных редкостей".
В основном владельцами коллекций были богатые люди. Крупнейшие государственные музеи появились в XVIII в. Так, знаменитый Британский музей в Лондоне основан в 1753г., Лувр в Париже возник в 1791 г., Прадо в Мадриде - в 1819 г., Метрополитен-музей в Нью-Йорке существует с 1870 г.
ПЕРВЫЕ МУЗЕИ РОССИИ
Первый в России музей - знаменитая Кунсткамера, или Кабинет редкостей, - открылся в Петербурге в 1719 г. Он создавался по воле Петра I "для поучения и знания о живой и мёртвой природе, об искусстве человеческих рук". Царь определил и его задачи: "...впредь всякого желающего оную смотреть пускать и водить показывая и изъясняя вещи". Начало этому музею - и музейному делу вообще в России - положила собранная ещё в 1714 г. Петром I коллекция "разной всячины": машин, станков, инструментов, медицинских препаратов, образцов минералов, чучел птиц и зверей, монет, оружия, книг. Позже во "всячину" попадает и найденная в 1721 г. в сибирских курганах коллекция ценнейших ювелирных изделий VII-II столетий до н. э.
Со временем из Кунсткамеры выделилось несколько научно-естественных музеев. Прежде всего, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, крупнейший из подобных хранилищ в мире. Он основан в 1878 г. В уставе музея было записано, что это "центральное учреждение в империи для изучения различных человеческих племён и их культурного развития, особенно живущих в Русском государстве...".
Одним из самых ценных экспонатов является коллекция бытовых вещей с Гавайских островов, собранная экспедицией легендарного капитана Джеймса Кука. История её появления на берегах Невы необычна. Корабли английского мореплавателя - правда, уже после гибели Кука, в апреле 1779г., - на обратном пути в Лондон доплыли до берегов Камчатки. Местные жители встретили гостей радушно, снабдили всем необходимым, помогли отремонтировать повреждённые суда. В благодарность за оказанную помощь англичане подарили россиянам часть гавайской коллекции: опахала, мантии, накидки, оружие, одежду, в том числе плащ из птичьих перьев, принадлежавший правителю Гавайских островов. Коллекция была отправлена с Камчатки через Якутию в Петербург и пришла в столицу России на полгода раньше, чем корабли Кука приплыли в Лондон.
Но, естественно, основные коллекции музея были собраны русскими учёными и путешественниками - Петром Петровичем Семёновым-Тян-Шанским, Николаем Михайловичем Пржевальским, Василием Васильевичем Юнкером, Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем и другими, побывавшими в труднодоступных местах нашей планеты.
Кунсткамера стала основой также Минералогического, Зоологического, Ботанического музеев Российской Академии наук. Сейчас сеть научно-исследовательских музеев обширна и разнообразна. Только в Москве находятся Государственный биологический музей имени К А. Тимирязева, Государственный геологический музей имени В. И. Вернадского, Палеонтологический музей имени Ю. А. Орлова, Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана и многие другие.
ВОЕННЫЕ
И ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ
Петровская Кунсткамера считается прародительницей российских музеев. Однако её первенство оспаривает другой санкт-петербургский музей - Центральный военно-морской. Он также был организован Петром I в 1709 г. как "Модель-камера" при Главном Адмиралтействе. В 1805 г. преобразован в Морской музей (крупнейший в мире). Его экспонаты дают возможность проследить историю морского флота в России, начиная со знаменитого деревянного ботика Петра I - "дедушки русского флота" - до реликвий Великой Отечественной войны. Уникальной является коллекция, содержащая около 2 тыс. моделей кораблей - от старинных парусников до современных ракетоносцев, оборудованных по последнему слову техники.
Сейчас в России десятки военных музеев. Одним из самых известных является Государственный исторический музей в Москве - главное и наиболее полное (около 4 млн экспонатов) хранилище исторического и военного наследия страны. Музей основан в 1872 г. Некоторые его коллекции имеют мировое значение, например предметы VIII-II вв. до н. э., найденные во время археологических раскопок; собрание античных и средневековых русских монет, памятников письменности Древней Руси; художественная галерея.
Быть может, в такой представительной экспозиции аптечная посуда выглядит слишком скромно. Но она украшена гербом и вензелем Петра I, ибо была заказана лично царём. В музее хранятся его личные вещи - компас, циркуль, готовальня, парадный кафтан, расшитый золотом, повседневная куртка, в которой Пётр работал на токарном станке. Можно увидеть и изделия, выточенные самим царём. Например, чарку, которую Пётр I подарил сибирскому губернатору М. П. Гагарину во время торжеств в честь победы над шведами в Полтавском сражении. Гагарин заказал для чарки драгоценную оправу с надписью: "Се рукоделие Императора Российского Петра Алексеевича".
О военной истории страны, истории защиты нашей родины рассказывает Центральный музей Вооружённых Сил в Москве. С декабря 1919 г. он действовал как выставка. В музей был преобразован в 1921 г. Его коллекции насчитывают около 700 тыс. экспонатов. На площадках у здания музея размещены танки, артиллерийские орудия, самолёты, ракеты. Наиболее почитаемая реликвия - Знамя Победы, которое было водружено в мае 1945 г. над Рейхстагом в Берлине - столице поверженной фашистской Германии.
В мае 1995 г., к 50-летию Великой Победы, на Поклонной горе в Москве открылся Центральный музей Великой Отечественной войны. Он представляет собой величественный монументальный комплекс, включающий различные архитектурные сооружения и скульптурные памятники.
Музеями воинской славы могут быть и огромные поля в сотни гектаров, с многочисленными сооружениями, зданиями и памятниками. Такими музеями являются Куликово поле в Тульской области, на котором русские войска сражались с татаро-монголами в 1380 г.; Бородинское поле в Подмосковье, где произошло знаменитое сражение русской и наполеоновской армий в Отечественной войне 1812г.; Прохоровское поле в Белгородской области. Здесь, у посёлка Прохоровка, в июле 1943 г. в ходе Курской битвы развернулось одно из крупнейших танковых сражений не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Оно завершилось поражением фашистов и победой Советской Армии.
Военные музеи открыты во многих городах России, особенно в тех, через которые прошла война, - в Волгограде, Орле, Курске, Новороссийске, Смоленске и др. В Санкт-Петербурге находятся Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Военно-исторический музей имени А. В. Суворова, музей на крейсере "Аврора". Существуют и мемориальные музеи, созданные в память героев минувших сражений. Так, в городе Жуков Калужской области открыт музей прославленного военачальника, Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.
А такой широкоизвестный музей, как Оружейная палата, несмотря на название, к военным отнести нельзя. Это один из старейших музеев в России. Он основан в 1806 г. Почему же музей назван Оружейной палатой? Дело в том, что здесь в XVI- XVIII вв. находились оружейные мастерские, в которых изготовлялись шлемы и кольчуги, боевые топоры и тяжёлые мечи, рогатины и сабли. Сейчас Оружейная палата входит в объединение "Государственные музеи Московского Кремля". В музее есть коллекция старинного оружия, но она занимает лишь один из девяти залов. В остальных экспонируются предметы царского и княжеского быта, прикладного искусства (в том числе драгоценные одеяния, оклады книжных переплётов, посуда), кареты, царские троны, великолепная конская упряжь, посольские дары, ювелирные изделия - золотые и серебряные украшения, усыпанные драгоценными камнями и жемчугом. В музее хранится кольчуга легендарного казачьего атамана Ермака Тимофеевича, собранная из 16 тыс. крупных клёпаных колец. Вес кольчуги - 12 кг. Сохранились сабли князя Дмитрия Пожарского и нижегородского купца Кузьмы Минина, под руководством которых русское ополчение освободило в 1612 г. Москву от иноземных захватчиков. Есть здесь и знамёна, под которыми сражались русские воины, начиная с "Великого стяга" Ивана Грозного с изображением Спаса.
Но, вероятно, самым знаменитым экспонатом Оружейной палаты является легендарная шапка Мономаха - золотой остроконечный головной убор, увенчанный крестом, отделанный собольей опушкой и украшенный драгоценными камнями. Изготовлена она в Византии и, по преданию, была подарена императором Константином Мономахом своему внуку, великому князю киевскому Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Шапка Мономаха - символ русского самодержавия. Ею венчали великих князей и царей начиная с 1498 г.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ
Практически все музеи располагают коллекциями художественных произведений - картин, гравюр, скульптуры. Они являются как бы иллюстрациями экспозиций научных, краеведческих, исторических, военных и других залов. Значительную часть музеев России составляют и "чисто" художественные. Среди них бесспорное первенство принадлежит Государственному Эрмитажу, который находится в Санкт-Петербурге, - одному из крупнейших художественных музеев мира. Он основан в 1764 г. как частное собрание Екатерины II, которая купила за границей большую коллекцию картин. Для публики музей был открыт в 1852 г. Ныне Эрмитаж насчитывает 2,7 млн экспонатов. Они дают представление об огромном периоде истории и культуры человечества от первобытного общества до наших дней. Музей занимает несколько зданий, прежде всего Зимний дворец, который насчитывает 400 залов. Чтобы их обойти, понадобится много дней. Поистине Эрмитаж, как пишет известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов, "обширен и необозрим, как наша страна... его бесконечные анфилады текут, как русские реки, а его залы раскинуты, как необъятные равнины и моря".
Коллекции Эрмитажа знакомят с творчеством наиболее талантливых художников разных стран и народов. К шедеврам мирового уровня относятся произведения скифского искусства, творения художников Древней Греции и Рима. Западноевропейская живопись охватывает XII-XX вв. Одной из самых больших в мире считается коллекция нумизматики - монет, медалей, орденов, памятных знаков.
Ежегодно Эрмитаж посещает более 3 млн человек. Кстати, такая популярность не соответствует первоначальному назначению. Слово "эрмитаж" в переводе с французского означает "жилище отшельника", "место уединения". Устроен дворец был для императрицы Екатерины II, её придворных и гостей. Ныне никакого уединения в Эрмитаже, конечно, не найдёшь.
Крупнейшим художественным музеем наряду с Третьяковской галереей и Эрмитажем является Русский музей в Санкт-Петербурге. Он был открыт в 1898 г. и является сокровищницей отечественного искусства - отсюда и его название. Перечислить авторов даже самых выдающихся произведений, хранящихся здесь, невозможно. Одно из самых популярных полотен - "Последний день Помпеи". Картина была написана в 1830- 1833гг. русским живописцем Карлом Павловичем Брюлловым. Она повествует о разрушении античного города Помпеи при извержении вулкана Везувий в 79 г. н. э. Появление картины имело колоссальное значение: она ознаменовала общеевропейское признание русской живописи, до того времени мало известной за рубежом.
Одним из крупнейших художественных музеев России является также Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Открыт он был в 1912г. Первоначально музей являлся учебным центром при Московском университете и экспонировал лишь гипсовые слепки со знаменитых западноевропейских и античных скульптур. Инициатором его основания стал учёный, специалист в области античной скульптуры, профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), отец поэтессы Марины Цветаевой. Музей создавался на частные пожертвования, большую часть которых сделал промышленник Ю. С. Нечаев-Мальцев. Автор проекта музейного здания Роман Иванович Клейн учитывал все наисовременнейшие для того времени достижения архитектуры.
В 1920-1930 гг. в музее была создана большая картинная галерея. В основном в неё вошли частные коллекции, прежде всего таких меценатов, как братья Морозовы и Щукины. Именно им отечественная культура обязана первоклассными, всемирно известными произведениями французских художников - импрессионистов и постимпрессионистов - О. Ренуара, К Моне, П. Гогена, В. Ван Гога, П. Сезанна и др. Всего в музее насчитывается более 500 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, предметов мебели, памятников древнейших культур, найденных археологическими экспедициями в Крыму, на Тамани и в других районах Причерноморья.
Музей изобразительных искусств гордится своим филиалом, единственным в России, - Музеем личных коллекций, открытым в 1993 г. Устроить его предложил учёный, искусствовед Илья Самойлович Зильбер-штейн. Он же передал музею личную коллекцию русской и западноевропейской живописи и графики - свыше 2 тыс. работ. Затем экспозицию пополнили дары художников и коллекционеров А. М. Родченко, А. Г. Тыш-лера, Л. О. Пастернака, Т. А. Мавриной и многих других. В музее представлено около 30 личных коллекций.
Почти каждый республиканский, краевой и областной центр Российской Федерации располагает своим художественным музеем или картинной галереей. Некоторые из них широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом, например Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Он был открыт в 1885 г. и явился первым в провинции общедоступным художественным музеем. Своим появлением музей обязан художнику Алексею Петровичу Боголюбову, который передал ему много собственных работ, а также богатую коллекцию картин русских и западноевропейских художников, собиравшуюся в течение 20 лет. Однако Боголюбов поставил непременное условие: присвоить музею имя известного писателя, автора знаменитой книги "Путешествие из Петербурга в Москву" Александра Николаевича Радищева, который был дедом художника. Здание музея построено на деньги, собранные жителями Саратова.
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ
Большой популярностью пользуются историко-художественные и архитектурно-художественные музеи. Как правило, они располагаются в знаменитых архитектурных комплексах, дворцах, крепостях или монастырях. Наиболее известные музеи имеются в Пскове, Новгороде, Ярославле, во Владимире, в Суздале, Вологде, Ростове Великом и во многих других российских городах. Трудно, например, отделить неповторимый архитектурный ансамбль Новгородского кремля - величественного памятника русского военно-оборонительного зодчества XI-XIX вв. - от художественных сокровищ, находящихся здесь в нескольких старинных зданиях. Поэтому кремль и представляет собой историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, один из старейших в России (открыт в 1865 г.).
Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петродворца (до 1944 г. назывался Петергоф), расположенного в окрестностях Санкт-Петербурга, возник в первой четверти XVIII в. на южном берегу Финского залива. Его замысел принадлежит Петру I. В 1714г. началось строительство летней загородной резиденции царя. В 20-х гг. XVIII в. были возведены Большой дворец, дворцы Монплезир и Марли, павильон Эрмитаж, сооружена фонтанная система, заложены Верхний сад и Нижний парк. В результате двухвековых строительных работ был создан всемирно известный Петергофский дворцово-парковый комплекс, включающий 7 парков общей площадью свыше 800 га, более 20 дворцов и павильонов. Архитектурным центром ансамбля является Большой дворец. Главный его фасад обращён к морю и протянулся в длину на 250 м. С востока его замыкает Церковный корпус, с запада - так называемый Корпус под гербом. В залах Большого дворца представлены коллекции произведений русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики.
Во Владимирской области находится историко-архитектурный музей "Александрова Слобода". Это место пребывания Василия III и его сына Ивана Грозного. Оно и сейчас хранит немало тайн, связанных с историей государства Российского. Трагедии и придворные интриги, пышные царские свадьбы и войны - сколько их пришлось пережить дворцу! От величественного Александровского кремля сохранились Троицкий собор 1513 г., надвратная церковь Фёдора Стратилата XVII в., Распятская церковь-колокольня XVI в. и другие древние сооружения, частично входящие в музейный комплекс.
МУЗЕИ РОССИИ В XX ВЕКЕ
До 1917 г. в России насчитывалось 150 музеев. После Октября в результате национализации частных коллекций последовал "музейный бум". Только в 1918 г. появился 101 новый музей, в 1919 г. - 58. Российские музеи прошли трудный путь развития. В 1920- 1950 гг. они сильно пострадали: некоторые ценные картины и предметы прикладного искусства по приказу правительства изымались из фондов и продавались в антикварные магазины и за границу. Делалось это потому, что стране нужны были золото, валюта, и советское руководство, не находя иного способа добыть их, распродавало российские реликвии.
Серьёзные испытания пережили музеи в годы Великой Отечественной войны. Спасение и сохранение национального культурного достояния музейные сотрудники восприняли как свой гражданский и профессиональный долг. Они не раз рисковали жизнью, вывозя музейные сокровища под бомбёжками и артиллерийским обстрелом, порой уходя из городов вместе с последними воинскими частями. И даже в оккупации стремились спрятать наиболее значительные экспонаты, не допустить их вывоза в Германию. Некоторые музейные работники были расстреляны фашистами.
В 1941 -1942 гг. была осуществлена грандиозная, невиданная в истории мировой культуры эвакуация музейных ценностей из районов России, которым угрожало вражеское нашествне, на восток, в глубь страны, где были устроены специальные музейные хранилища. Только из Государственной Третьяковской галереи в предельно сжатые сроки вывезли в Новосибирск и Пермь 634 ящика; в них находилось 18 430 картин, скульптур, рисунков, гравюр. Они были погружены в особый эшелон, усиленно охранявшийся зенитными пулемётами, установленными на платформах. Случались и непредвиденные казусы. Так, полотно русского художника Александра Андреевича Иванова "Явление Христа народу", навёрнутое на деревянный вал, не помещалось ни в один вагон. Поэтому картину положили на две платформы и тщательно укрыли брезентом.
Из Ленинграда в Горький было отправлено 300 тыс. наиболее значительных картин Русского музея. Кстати, для того чтобы снять со стены, навернуть на вал и упаковать такие большие полотна, как "Последний день Помпеи" К П. Брюллова, "Бурлаки на Волге" И. Е. Репина или "Переход Суворова через Альпы" В. И. Сурикова, требовалось не менее 15-20 человек. В Свердловск было эвакуировано 1 млн 117 тыс. экспонатов Государственного Эрмитажа. Всего из 15 западных областей России были эвакуированы коллекции 66 крупных музеев.
Но всё же многие музейные ценности достались врагу: они были расхищены, вывезены в Германию, уничтожены. Пострадало 173 российских музея. Были полностью разграблены и сожжены музеи в пригородах Ленинграда - в Пушкине, Петродворце, Павловске, Гатчине, Ломоносове и др. Только из Павловска немцы вывезли в Германию 43 тыс. экспонатов. Из Пушкина вывезена знаменитая Янтарная комната, судьба которой неизвестна до настоящего времени. Полностью погибла коллекция Сталинградской картинной галереи: пароход, на котором её эвакуировали по Волге, был потоплен вражескими самолётами. Только из 15 крупных музеев России фашисты похитили, по неполным сведениям, 269 515 экспонатов!
После поражения гитлеровской Германии на её территории были разысканы и возвращены на Родину некоторые пропавшие музейные ценности. Но большая часть их потеряна безвозвратно.
В 1995 г. в России насчитывалось почти 1800 музеев (только в Москве около 170). Наиболее крупные государственные музеи, имеющие федеральное значение, подчиняются непосредственно Министерству культуры Российской Федерации, остальные - государственным органам разного уровня. В 90-х гг. получили широкое распространение коммерческие и частные музеи, в основном художественные галереи. Только в Москве их более ста.