Всего один день Отечественной войны 1812г. - 7 сентября - предстаёт перед посетителями в музее-панораме "Бородинская битва", единственной подобной экспозиции в России.
Что собой представляет панорама "Бородинская битва"? Это большое живописное полотно, имеюшее форму замкнутого круга, длиной более 20 и высотой 16м. Чтобы показать столь гигантскую "картину", нужно было построить для неё специальное круглое здание без окон. Внутри него, в куполе центрального зала, расположены мощные лампы, которые освеша-ют полотно. Между полотном и смотровой плошадкой размешается так называемый передний, или предметный, план, воссоздающий руины домов, окопы и другие укрепления, орудия, ядра, фигуры солдат. Они как бы входят в живопись полотна.
Автор панорамы "Бородинская битва" - выдающийся русский художник-баталист Франи Алексеевич Рубо (1856-1928). Он писал в основном картины на военные, т. е. батальные, темы. Художник создал три панорамы: "Штурм аула Ахульго" (не сохранилась), "Оборона Севастополя" (находится в городе Севастополь) и "Бородинская битва". Панорама "Бородинская битва" была создана к 100-летию знаменитого сражения. С1912по1918г. она демонстрировалась в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах. К 1918 г. здание пришло в полную негодность. Полотно было снято и в течение многих лет не экспонировалось. Этот период не прошёл для уникальной картины бесследно: полотно существенно пострадало, и его пришлось реставрировать. Восстановлена панорама была в октябре 1962 г., и с тех пор на Кутузовском проспекте находится постоянно действующая экспозиция.
Панорама "Бородинская битва" - грандиозное, захватывающее зре-лише. На полотне воспроизведён кульминационный момент сражения - 12 часов 30 минут пополудни 7 сентября 1812 г., когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русскую армию на левом фланге, у деревни Семёновская. Рубо изобразил более 3 тыс. фигур; ни одна из них не повторяет ни жестами, ни движениями другую. Картина написана мастерски, исторически достоверно, с блистательным использованием законов перспективы, поэтому изображённые на ней люди и предметы зрительно кажутся удалёнными на много километров.