Доломит - минерал; используется и металлургии и химической промышленности.
В 1961г. на Новой Земле был произведён самый мощный наземный ядерный взрыв.
Архангельская область часто служила местом ссылки. В XVII в. в Пустозерской крепости был заточён, а затем сожжён протопоп Аввакум - непреклонный приверженец старообрядчества; в Каргополь сослали предводителя крестьянского бунта Ивана Болотникова (позже его утопили в реке Онега).
Животный мир Коми насчитывает более 50 видов млекопитающих и свыше 200 видов птиц.
Большинство зырян попали в категорию "черносошных" (государ-ственных) крестьян и сохранили относительную свободу.
Край, который называют Русским Севером, включает Архангельскую область с Ненецким автономным округом и Республику Коми. Вместе они занимают обширную территорию - почти миллион квадратных километров. Окраина региона омывается Северным Ледовитым океаном, его морями и заливами. На востоке естественным рубежом служат древние Уральские горы.
Эти земли - одни из самых малонаселённых на Европейском континенте. Большая часть их покрыта тайгой, недаром у местных жителей издавна в ходу поговорка "Семь вёрст до небес да всё лесом".
МЕЖДУ ОНЕГОЙ И МЕЗЕНЬЮ
Заволочье, Поморье, Двинский уезд, Архангельская губерния. Разные названия носила Архангельская область. Её нынешние границы были установлены в 1965 г.; тогда в состав области вошли 19 районов и Ненецкий автономный округ, а также острова Северного Ледовитого океана (Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Колгуев и др.). Общая территория области - 587,4 тыс. км2 (3,4 % площади России). Это самая крупная часть Северного экономического района. Здесь свыше 1,5 млн жителей, более 70 % которых населяют 20 городов.
Центральная часть области расположена на равнине, по которой текут реки Онега, Северная Двина и Мезень. С юга на север тянется Канино-Ти-манский кряж; у побережья понижения между его грядами расширяются, постепенно переходя в морские мелководья. На западе области высятся скалистые горы Ветреного Пояса, а на востоке - хребет Пай-Хой (более 300 м над уровнем моря).
Полезными ископаемыми область не очень богата, однако она ещё недостаточно изучена геологами. В центральных районах есть месторождения доломитов, -известняков, гипсов, каменной соли, строительного камня.
Недалеко от Архангельска найдено месторождение алмазов - по оценкам, одно из крупнейших в мире. В районе Ветреного Пояса обнаружены бокситы, а на Печорской равнине открыты запасы нефти и газа.
Климат области прохладный и влажный, с частыми сильными ветрами. Зимой стоят морозы -20 °С и ниже, а весной и даже в начале лета возможны заморозки. Север области и весь Ненецкий автономный округ - Заполярье, зона вечной мерзлоты. Зимой солнце не поднимается из-за горизонта, зато летом круглые сутки длится полярный день.
Здесь царит тундра со скудной растительностью. По мере продвижения к югу появляется лесотундра, а затем тайга.
На архангельских землях много болот, рек и озёр. С болотами связаны самые большие запасы торфа в европейской части России.
Главное богатство области - её биологические ресурсы, и в первую очередь леса. В тундре и тайге обилие грибов, ягод, лекарственных растений. В озёрах и реках водится ценная рыба: стерлядь, нельма, сиг. В морях ловят треску, навагу, камбалу, сельдь, сёмгу. Водоросли, распространённые в Белом море, используют как промышленное сырьё. Из них получают вещества, которые применяются в кондитерской, фармацевтической и других отраслях.
В Баренцевом и Белом морях обитают тюлень, белуха, нерпа; в тундре живёт дикий северный олень. Край издавна славится пушниной: в Заполярье охотятся на песца, в лесной зоне - на белку и куницу; объектами промысла являются также ондатра, выдра, горностай, лисица, норка, заяц-беляк.
Огромные пространства, пригодные для жизни и хозяйствования, с давних пор привлекали людей. На территории Архангельской области археологи обнаружили стоянки первобытного человека. Местные племена впоследствии были оттеснены пришедшими сюда русскими переселенцами или смешались с ними.
Славяне проникли на Север в IX в. и вплоть до XIV в. осваивали его и заселяли. Первыми проложили путь в Поморье новгородцы, которых манили просторы равнин, леса, изобильные моря и реки. Привозимые с Севера пушнина, ловчие птицы (кречеты) и соль высоко ценились на Руси и в странах Европы. Новгородцы двигались на северо-восток, посуху (волоком) перетаскивая лодки от реки к реке. Русские переселенцы завезли в край крупный рогатый скот и лошадей, начали обрабатывать землю. В XII в. возникли первые крупные поселения: Холмогоры, ставшие центром региона, Вельск, Шенкурск, Каргополь и др.
Длительное время между Москвой и Новгородом шла борьба за владение северными землями. Только в конце XV в., после покорения Иваном III Новгорода, регион полностью был присоединён к Московскому государству. Интересно, что на Поморье крепостное право не распространялось: только монастыри владели зависимыми крестьянами, прочие земли считались государственными.
Поморье XV-XVII вв. - один из самых развитых районов Русского государства. Выведенные местные породы домашних животных - холмогорские быки и коровы, выносливая пинежская лошадь - получили широкое признание. Соль, рыба и морской зверь успешно продавались. В течение нескольких веков через Поморье шли дороги из центра Руси на Урал и в Сибирь.
Однако со временем пригодные для сельского хозяйства земли истощились, Архангельская губерния всё острее испытывала нехватку хлеба и других продуктов.
При Петре I был создан крупный судостроительный комплекс - Со-ломбальская государственная верфь, со стапелей которой сходили морские военные корабли. Позже появились частные верфи, строившие гражданские суда. Постепенно хозяйство подчинялось интересам судостроения, а традиционные промыслы (прежде всего, солеварение и смолокурение) сворачивались.
После основания Санкт-Петербурга ввели ограничения на внешнеторговые операции в Архангельске. А с открытием Сибирско-Московского тракта оказался забыт прежний путь на восток через территорию Архангельской губернии. Торговля и транспорт в регионе приходили в упадок. В конце концов потеряло былое значение и северное судостроение. К середине XIX в. губерния превратилась в отсталую окраину государства.
Со второй половины XIX в. на русский Север начал активно проникать иностранный капитал, а экономика края перестраивалась по колониальному типу: её узкая специализация ориентировалась на внешний рынок. Главной отраслью стала лесная промышленность.
В конце столетия построили железную дорогу от Перми через Вятку на Котлас, а затем и узкоколейку Вологда - Архангельск. По рельсам хлеб и другие грузы завозили в губернию и отправляли на экспорт, в этом участвовали сибирские производители и их иностранные партнёры.
Во время Первой мировой и гражданской войн край подвергся иностранной интервенции, которая нанесла громадный ущерб. Тем не менее в 20-х гг. XX в. сельское хозяйство и промышленность были быстро восстановлены. Лесозаготовки, судостроение и рыболовство долго обеспечивали государству основную часть валютных поступлений.
В 30-х гг. появился технически оснащённый рыболовный флот, а на лесозаготовках - тракторы и грузовые автомобили. Возникли целлюлозно-бумажные комбинаты и крупные лесозаводы. Получили развитие машиностроение, лёгкая и пищевая промышленность, связанная с переработкой рыбы.
В годы Великой Отечественной войны производство было перестроено на выпуск военной продукции. Тогда же велось активное железнодорожное строительство: Архангельскую область связали с Мурманской и Республикой Коми, улучшилась связь с центральными районами страны.
После войны лесопромышленный комплекс сохранил в хозяйстве области положение лидера, при этом главная роль перешла к целлюлозно-бумажной промышленности. Стало развиваться оборонное машиностроение, в частности в городе Северо-двинск - производство подводных лодок. Построили Плесецкий космодром, с которого осуществляются запуски искусственных спутников Земли. На архипелаге Новая Земля начались ядерные испытания.
Главный город Европейского Севера России - Архангельск вытянулся по берегам устья Северной Двины. Строительство города началось по указу Ивана IV в 1584 г. До 1 б 13 г. поселение называлось Новохолмогоры. Название Архангельск связано с монастырём Михаила Архангела, который раньше стоял на этом месте. Город создавался как морской порт; через него Русское государство торговало с Западной Европой вплоть до XVIII в. Издавна город был деревянным, даже мостовые в нём делали из досок. Среди достопримечательностей выделяются набережная Северной Двины, парк у драматического театра, памятники Петру I и уроженцу Холмогорской земли Михаилу Васильевичу Ломоносову. Сейчас Архангельск с населением 372 тыс. человек - важный морской и речной порт, один из крупных промышленных центров страны. Рядом с городом расположен музей деревянного зодчества под открытым небом - Малые Карелы.
Древний центр региона - Холмо-горы - находится выше Архангельска по течению Северной Двины. Помимо развитого животноводства Хол-могоры славятся своими мастерами художественной резьбы по кости.
Город Котлас возник в месте слияния рек Малая Северная Двина и Вычегда, куда в 1899 г. была подведена железная дорога. Вся промышленность города создана в советский период: в основном это лесопильно-деревообрабатывающие и судостро-ительно-судоремонтные предприятия. В городе Коряжма, в 40 км от Котласа, расположен Котласский целлюлозно-бумажный комбинат - один из крупнейших в стране.
На берегу реки Вычегда, у озера Солониха, находится Сольвычегодск, основанный ещё новгородцами. Главным занятием сольвычегодцев стала добыча соли. Город играл большую роль в развитии европейского Севера. Через него долгое время проходил путь из центра Руси на восток. С XVIII в. после перемещения торговых путей Сольвычегодск превратился в глухую провинцию. О былом величии напоминают лишь сохранившиеся средневековые соборы.
Город Онега известен с XVI в. и имеет богатую историю. Сейчас это морской порт на берегу Белого моря с предприятиями лесной промышленности. В Онежской губе добывают водоросли, которые перерабатывают на комбинате в Архангельске. Вблизи города расположены гранитные карьеры.
Возникновение Каргополя относится к XII в., когда здесь проходил путь сначала в Великий Новгород, потом в Санкт-Петербург. Со строительством железных дорог экономическое и транспортное значение Каргополя упало. Только когда в советское время через него провели автомобильную дорогу от Няндомы в Карелию, хозяйственная деятельность в городе ожила. В Каргополе преобладают предприятия пищевой и лёгкой промышленности. В городе сохранился собор XVI в., а в окрестностях обнаружены следы стоянок первобытного человека.
Из современных промышленных комплексов стоит отметить Плесецкий узел, в который входят Северо-Онеж-ский бокситовый карьер, Савинский цементный завод и Плесецкий космодром. Предполагается и строительство на этой базе новых производств.
Уже сегодня вся Архангельская область сталкивается с острыми экологическими проблемами. Лесоперера-батывающие предприятия загрязняют землю, воздух и реки. Уменьшились запасы питьевой воды, леса, рыбы. Ядерный полигон на Новой Земле может представлять серьёзную угрозу как очаг радиации. В акватории Белого и Баренцева морей проводились захоронения токсичных веществ. Ущерб природе наносит и деятельность Плесецкого космодрома. Перед областью стоит трудная задача - развивать промышленность и экономику на современной основе и при этом максимально бережно относиться к природным богатствам.
СТРАНА КОМИ-ЗЫРЯН
При путешествии по Республике Коми с запада на восток хорошо видно, как низменные равнины чередуются с небольшими горными массивами, а весь рельеф постепенно повышается. К северо-западу от уральских отрогов тянется сильно разрушенный временем Тиманский кряж. К южным границам республики примыкают гряды Северных Увалов. С востока её обрамляют Уральские горы, которые наиболее высоки в своей приполярной части.
Ещё более северная часть горной системы - Полярный Урал насквозь прорезает речные долины. Здесь сходятся верховья рек двух обширных бассейнов - Печорского и Обского.
На территории республики много полезных ископаемых. Из разведанных наиболее крупные угольные месторождения: Воркутинское, Хальме-рюское, Интинское и Кожимское; нефтяное - Усинское; газовое - Вук-тыльское.
В бассейне реки Печора на южных склонах Тиманского кряжа есть горючие сланцы, цветные и редкие металлы, соль, гипс, фосфориты. Найдены здесь также крупные запасы бокситов и титановых руд. Однако освоение большинства разведанных месторождений ещё не начато.
Климат в Коми суровый, с долгой и морозной (до -56 °С) зимой. По всей территории в начале и в конце короткого нежаркого лета случаются заморозки. Зимой земля покрыта слоем снега толщиной 60-70 см, а в предгорьях Урала - свыше метра. При этом разные районы обширного края существенно различаются погодными условиями. В мае, когда на юге Коми зеленеет трава и зацветает черёмуха, на севере, в Воркуте, снег только начинает таять, а порой ударяют и морозы до -30 "С. В юго-западных и восточных районах выпадает больше осадков, чем на остальной территории Коми, так как склоны Северных Увалов и Уральских гор задерживают воздушные массы, несущие влагу. На западе республики благодаря влиянию атлантических воздушных потоков теплее, чем на востоке.
В Коми много крупных и малых рек. Большинство из них течёт с юга к Северному Ледовитому океану; 3 млн га занято болотами: их образованию способствуют глинистые почвы, с которых медленно испаряется влага.
По запасам леса Коми превосходит даже соседнюю Архангельскую область. Поэтому заготовка и переработка древесины на протяжении столетий остаётся одним из основных занятий местного населения. Тундры на северо-востоке издавна служат пастбищами для северных оленей.
В лесах водятся медведь и лось, волк и лисица, белка и горностай, в тундре - песец. Постепенно восстанавливается численность исчезнувших было бобров. Часто встречаются рябчики, глухари, куропатки, тетерева, на водоёмах - утки.
В реках и озёрах много разнообразной рыбы: нельма, сиг, хариус. Наибольшую ценность представляют лососёвые, в том числе сёмга и омуль. Славится деликатесным вкусом стерлядь, проникшая в XIX в. в Вычегду по Екатерининскому каналу из Камы. По уровню хозяйственного развития край далеко отставал от других регионов Европейской России. Во многом такое положение объяснялось бездорожьем. Считалось, что расходовать средства на обустройство суровых земель не следует. Показательна в этом отношении история освоения месторождений нефти в Ухте. Сведения о ней имелись уже в Двинской летописи XV в. В 1745 г. появился первый небольшой промысел, но спрос на нефть был невелик, поэтому добыча вскоре прекратилась. В XIX в. освоению ухтинской нефти стали всячески препятствовать нефтепромышленники юга, избегавшие конкуренции. Коренной перелом произошёл в 30-х гг. XX в., когда Коми превратилась в огромную строительную площадку. Была создана нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, угольная, газовая и пищевая промышленность, строительная индустрия, возросли объёмы лесозаготовок и лесопиления. Началось строительство Северо-Печорской железной дороги, появился воздушный транспорт. Отсталая окраина превратилась в один из ведущих промышленных регионов страны.
Однако развитие экономики обеспечивалось не столько энтузиазмом местного населения, сколько подневольным трудом тысяч репрессированных, которые работали в тяжелейших условиях. По некоторым подсчётам, в здешних лагерях содержалось 200 тыс. заключённых - больше, чем составляла численность собственного населения Коми АССР. Созданный экономический потенциал позволил республике в годы Великой Отечественной войны стать одной из главных топливно-энергетических баз страны.
Вычегодский район на юго-западе республики - хорошо освоенная область, где живёт большая часть коренного населения, производится основная доля продукции лесного хозяйства. Природные условия позволяют выращивать овощи и зерновые культуры, заниматься молочным животноводством.
Экономическая и культурная жизнь сосредоточена в городе Сыктывкар - столице республики. Здесь действуют несколько предприятий, в том числе лесопромышленный комплекс - один из крупнейших в стране, есть университет и другие высшие учебные заведения, научные учреждения.
Тиманский район, расположенный в центральной части республики, специализируется на нефтегазодобыче и заготовках леса и по хозяйственному профилю напоминает Западную Сибирь. Отсюда начинаются крупные магистральные нефте- и газопроводы (в частности, "Сияние Севера").
В Печорском промышленном районе на северо-востоке главная отрасль хозяйства - угольная промышленность. О запасах угля в Печорском крае было известно давно, однако добывать его начали только в 1934 г., так как месторождение расположено в зоне очень сурового климата. Строительство Северо-Печорской железной дороги, шахт и горняцких посёлков завершилось в годы Великой Отечественной войны, а в 1943 г. за Полярным крутом возник город Воркута - ныне самый крупный экономический центр республики.
На экономике Коми болезненно отразился кризис 90-х гг. Истощаются месторождения нефти и газа, необходима разведка новых, перспектива открытия которых имеется севернее, в Ненецком автономном округе. Добыча угля на ряде старых шахт стала невыгодной. Остро стоит вопрос о закрытии угольных предприятий, свора-чивании горняцких посёлков и трудоустройстве людей на новых местах. Эти проблемы не терпят отсрочки, поскольку от их решения во многом зависит судьба самобытного края.