Уже 50-70 тыс. лет назад в бассейне реки Печора появились люди; охотники достигали побережья Ледовитого океана. В период последнего Великого оледенения человек был вынужден покинуть эти края, но уже с VII-VI тысячелетия до н. э. край был постоянно обитаем.
Коренное население Европейского Северо-востока - финно-угры, пришедшие из Верхнего Поволжья по Северной Двине. В IX-XIV вв. н. э., смешиваясь с другими народами, мигрировавшими из Прикамья и Зауралья, они образовали народность пермь вычегодскую, от которой произошли современные коми.
Вычегодские пермяки охотились, ловили рыбу, занимались пушным промыслом; особенно ценились тогда шкурки бобра. Местному населению были знакомы животноводство, металлургия и металлообработка.
С X-XI вв. начинается русская колонизация края, которая далеко не всегда протекала мирно. Новгородские купцы и дружинники сначала собирали с местного населения дань - меха, а с XII в. стали строить укреплённые поселения. Благодаря влиянию русских пермь вычегодская перешла к земледелию. В XIV столетии московские князья начали вытеснять новгородцев, усилился приток русских крестьян, особенно из владимиро-суздальских земель.
Появились священники, которые обращали местное население в православие. Один из них - монах из Великого Устюга Стефан Храп (позже ставший епископом Пермским) - стал выдающимся просветителем и политическим деятелем. Он составил первый алфавит коми, открыл школу для обучения их грамоте.
В XVI-XVII вв. к традиционным занятиям прибавилось солеварение. Наибольшее развитие получил Серёгов-ский солеваренный промысел недалеко от впадения реки Вымь в Вычегду. На севере зыряне (так называли потомков перми вычегодской) начали заниматься оленеводством, причём пасти оленей нанимали опытных в этом деле ненцев. Через Коми проходили два важных торговых пути. Один, Чрезка-менный, шёл по рекам "через Камень" (т. е. Уральские горы) в Сибирь. Другой связывал Русский Север (в частности, Архангельский порт) по рекам с Вятской землёй, откуда в северные уезды поступал хлеб.
Приток русского населения, нехватка удобных для ведения хозяйства земель и оскудение прежних охотничьих угодий заставляли зырян обживать северные и восточные районы. Вплоть до конца 20-х гг. XX в. народ коми активно расширял свою территорию. Зыряне сыграли важную роль в присоединении Сибири и Дальнего Востока к России. Они были проводниками в отряде Ермака и входили в число первых жителей многих сибирских городов.
В то же время на Печору в поисках спасения от церковных преследований бежали русские старообрядцы. В начале XVIII в. они основали Великопожен-ский скит. Когда власти направили туда военный отряд для обращения раскольников в "истинную веру", обитатели скита в знак протеста сожгли себя. После ухода карательного отряда - монастырь был восстановлен и просуществовал до 1854 г.
В XVIII в., после реформ Петра I, появились железоделательные заводы, началась заготовка корабельных лесов. Железо, соль и лес на долгое время стали основой экономики Коми. Местное население успешно занималось также сельским хозяйством, охотой, рыболовством и другими промыслами.