Этноним (от греч, "этноо - "племя", "народ" и "онима" - "имя") - название народа.
1Я Добрыня - воспитатель и воевода князя Владимира Святославича; княжеский наместник в Новгороде. Путята - Новгородский воевода.
Слободская Украина -современные Харьковская и часть Сумской, Донецкой и Луганской областей.
Колядки - обрядовые песни с пожеланием здоровья, благополучия и т. д.
Название "волочебный" (обряд, песни) связано с глаголом "волочиться" в значении "идти, тащиться, брести". В Пасхальное воскресенье группы мужчин (по 8-10 человек) обходили все дома в селе и исполняли особые песни, в которых желали хозяевам семейного благополучия и обильного урожая.
Славяне - крупнейшая языковая и культурная общность народов Европы. Среди учёных нет единого мнения о происхождении этого названия. Впервые этноним "славяне" встречается у византийских авторов VI в. в форме "склавины". Некоторые лингвисты считают его самоназванием славян и возводят к понятию "слово": "те, которые говорят". Подобное представление уходит корнями в глубокую древность. Многие народы считали себя "говорящими", а чужеземцев, язык которых был непонятен, - "немыми". Не случайно в славянских языках одно из значений слова "немец" - "немой". По другой гипотезе, название "склавины" связано с греческим глаголом "клук-со" - "омываю" и латинским cluo - "очищаю". Существуют и другие, не менее интересные точки зрения.
Учёные выделяют восточных, западных и южных славян. К восточным относят русских (около 146 млн человек), украинцев (около 46 млн) и белорусов (около 10,5 млн). Эти народы населяют восток Европы и широко обжили Сибирь. Западные славяне - поляки (около 44 млн человек), чехи (около 11 млн), словаки (около 6 млн) и лужичане (100 тыс.). Все они обитатели Восточной и Центральной Европы. На Балканах живут южнославянские народы: болгары (около 8,5 млн человек), сербы (около 10 млн), хорваты (около 5,5 млн), словенцы (свыше 2 млн), македонцы (около 2 млн), боснийцы (свыше 2 млн), черногорцы (около 620 тыс.).
Славянские народы близки по языку и культуре. По вероисповеданию славяне - христиане, исключая бос-нийцев, принявших во времена османского владычества ислам. Верующие русские - в основном православные, поляки - католики. А вот среди украинцев и белорусов много и православных, и католиков.
Славяне составляют 85,5 % населения России. Больше всего среди них русских - около 120 млн человек, или 81,5 % жителей страны. Других славянских народов - украинцев, белорусов, поляков - почти 6 млн человек. В России также живут болгары, чехи, словаки, хорваты. Однако численность их очень мала - не более 50 тыс. человек.
КАК ВОЗНИКЛИ
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ
НАРОДЫ
Предками славян были, вероятно, венеды, в первых веках новой эры расселившиеся по берегам Вислы и Ве-недского (теперь Гданьского) залива Балтийского моря. У византийских авторов VI в. появилось название "склавины", но оно применялось только к племенам, жившим к западу от Днестра. Восточнее этой реки помещали антов, которых многие учёные считают прямыми предшественниками восточных славян. После VI в. имя антов исчезает, и становятся известны названия восточнославянских племён: поляне, древляне, вятичи, радимичи, дреговичи, кривичи и др. Одни историки видят в них настоящие племена, другие - своего рода "преднародно-сти" или "протогосударства". Эти общности не были "чистыми": в них вошли различные в расовом, языковом и культурном отношении элементы. Например, в восточнославянских захоронениях X-XIV вв. найдены останки людей, принадлежавшие к не менее чем шести расовым типам, не только европеоидным, но и монголоидным.
В IX-XI вв. восточнославянские племена были объединены в одно из крупнейших государств средневековой Европы - Киевскую Русь. Оно простиралось от низовьев Дуная на юге до Ладожского и Онежского озёр на севере, от верховьев Западной Двины на западе до Волго-Окского междуречья на востоке. В этих границах и возникла единая древнерусская народность. Она не была ни русской, ни украинской, ни белорусской - её можно назвать восточнославянской. Сознание общности и единства у населения Киевской Руси было очень сильным. Оно отразилось в летописях и литературных произведениях, рассказывающих о защите родины от набегов кочевников. В 988г. князь Владимир I Святославич сделал христианство государственной религией Киевской Руси. Языческие идолы были низвергнуты, а киевляне крещены в Днепре. Принятие христианства способствовало тесным культурным связям с Европой, расцвету древнерусского искусства, распространению письменности. Новую религию вводили подчас силой. Так, в Новгороде сожгли полгорода. В народе говорили: "Путята крестил народ огнём, а Доб-рыня - мечом". Под внешним покровом христианства на Руси установилось "двоеверие": на протяжении нескольких веков сохранялись языческие традиции.
Единство Киевской Руси не было прочным, и к концу XII в. государство распалось на самостоятельные княжества.
Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, в XIV-XVIII вв. Московское государство - центр образования русского народа - сначала объединило земли в бассейнах Верхней Волги и Оки, затем в верховьях Дона и Днепра; ещё позднее - псковские, новгородские, земли в бассейне Северной Двины и на побережье Белого моря.
Намного сложнее складывались судьбы потомков тех племён, которые жили на западе Киевской Руси. С XIII-XIV вв. западные районы переходят под власть литовских князей. Возникшее здесь государственное образование оказалось непростым: политическая власть была литовской, а культурная жизнь - восточнославянской. В конце XVI в. Великое княжество Литовское объединилось с Польшей. Местное население, прежде всего знать, стало в той или иной мере ополячиваться, но среди крестьян сохранялись восточнославянские традиции.
В XVI-XVII вв. на этих землях сформировалось две народности - украинцы и белорусы. Население южных районов (территории современных Киевской, Полтавской, Черниговской, Винницкой, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Львовской, Тер-нопольской, Волынской, Ровенской, Житомирской, Черновицкой областей, Закарпатья) испытало сильное влияние тюркских народов, с которыми и воевали, и торговали. Именно здесь сложились как единый народ украинцы. На Полоцко-Минской, Ту-рово-Пинской и, возможно, в Смоленской землях сформировались белорусы. На их культуру оказали влияние поляки, русские и литовцы. Языки, культура, исторические судьбы восточнославянских народов близки. Русские, украинцы, белорусы хорошо осознают это, помнят об общих корнях. Особенно выражена русско-белорусская близость.
УКРАИНЦЫ
Слово "украинцы" впервые появилось в конце XII в. Оно обозначало жителей степной "окраины" Руси, а к XVII в. так стали именовать в основном население Среднего Поднепровья.
Под властью католической Польши украинцы, православные по вероисповеданию, терпели религиозные притеснения и потому бежали в Слободскую Украину.
Немало их оказалось в Запорожской Сечи - своеобразной республике украинского казачества. В 16 54 г. Левобережная Украина объединилась с Россией, получив в её составе автономию. Однако во второй половине XVIII в., после присоединения Правобережной Украины, царское правительство резко ограничило самостоятельность украинских земель и ликвидировало Запорожскую Сечь.
После русско-турецких войн конца XVIII в. к России были присоединены Северное Причерноморье и Приазовье. Новые территории получили название Новороссии; их заселили преимущественно украинцы. Тогда же в состав Российской империи и вошла Правобережная Украина, а в первой трети XIX в. - Бессарабия и устье Дуная (здесь тоже возникли украинские колонии).
Сейчас из 45 с лишним миллионов украинцев более 37 млн проживает на Украине и свыше 4 млн в России, где они являются вторым по численности славянским народом страны. В России украинцы живут главным образом в русско-украинском пограничье, а также в центральных областях, на Урале, в Западной Сибири; немало украинцев и на Дальнем Востоке. В смешанных русско-украинских районах их часто называют хохлами - из-за традиционного хохла на голове. Поначалу прозвище считалось обидным, но со временем стало привычным и даже употребляется как самоназвание. Один из этнологов приводит такое высказывание жителя Белгородской губернии: "Мы русские, только хохлы, перевертни". И в самом деле, в России идёт быстрая ассимиляция украинцев. В 1989 г. лишь 42% российских украинцев назвало родным языком украинский, владело же им и того меньше - 16 96. Больше всего обрусели городские жители; часто об их украинских корнях говорят только фамилии: Безбородко, Палей, Серошапко, Корниенко и др.
В то же время многие украинцы России, даже в той или иной мере обрусевшие, сохраняют некоторые традиции родной культуры. Их дома в сёлах легко узнать по глиняной обмазке стен. На украинце часто можно увидеть традиционную рубаху - с прямым разрезом ворота и обильной вышивкой. Конечно, в наши дни они одеваются на современный городской лад, однако по праздникам старики, а часто и молодые надевают национальную одежду.
У российских украинцев хорошо сохранились традиции народной кухни. Популярны мучные блюда и изделия: круглый или овальный дрожжевой хлеб ("паляница", "хлибина"), лепёшки ("коржи", "налисники"), блины, оладьи, пироги, лапша, галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней. На Рождество и Новый год пекут "калач", при встрече весны - "жаворонки", на свадьбе - "шишки" и т. д. В ходу всевозможные каши и нечто среднее между кашей и супом - "ку-лиш" из пшена и картофеля, заправленный луком и салом. Из супов украинцы больше всего любят борщ из различных овощей и часто круп; из молочных продуктов - "варенец" (заквашенное топлёное молоко) и "сыр" (подсоленный творог). Мясом украинцы в отличие от русских называют только свинину. Распространены голубцы, холодец, домашняя колбаса, фаршированная кусочками свинины. Любимые напитки - травяной чай, компот из сушёных фруктов ("узвар"), различные виды кваса; хмельные - брага, медовуха, наливки и настойки. Многие украинские блюда (борщ, вареники, варенец и др.) получили признание у соседних народов, а сами украинцы заимствовали такие кушанья и напитки, как щи и кумыс.
Семейный и общественный быт российских украинцев лишён своеобразия. Он повсеместно обнаруживает черты городского образа жизни и отличается демократическими порядками. Один из показателей этого - большое количество национально-смешанных семей: украинско-русских, украинско-белорусских, украинско-башкирских и т. д. Однако некоторые обычаи до сих пор живы. Например, на украинской свадьбе в России можно встретить обычай "вити гильце" - в свадебный каравай втыкают украшенную цветами и цветными лентами ветку или деревце.
Отчасти сохраняются традиции богатой украинской духовной культуры, в особенности народной. Многие из них связаны с календарными и семейными праздниками, скажем рождественским колядованием, свадебным величанием и т. п. Украинцы любят песни, в частности лирические и шуточные, а также (особенно казаки) военно-исторические.
Возникновение независимого украинского государства в 90-х гг. XX в. дало толчок к возрождению национального самосознания не только на самой Украине, но и у украинцев в России. Создаются культурные общества, фольклорные ансамбли, ставится вопрос об открытии украинских школ.
БЕЛОРУСЫ
Третий по численности славянский народ России - белорусы. Белорусские земли вошли в состав Российской империи в конце XVIII в. Название "Белая Русь" некоторые учёные связывают со светлым цветом волос и белой одеждой населения страны. По другой теории, "Белая Россия" первоначало означало "свободная Русь, независимая от татар". В 1840 г. Николай I запретил официально употреблять наименования "Белая Русь", "Белоруссия", "белорусы": последние стали населением "Северо-Западного края".
Белорусы относительно поздно осознали себя особым народом. Только в середине XIX в. белорусская интеллигенция выдвинула мысль о белорусах как об отдельном народе. Однако в широких слоях населения национальное самосознание вырабатывалось медленно и окончательно сформировалось только после создания в 1919 г. Белорусской ССР (с 1991 г. - Республика Беларусь).
В России белорусы издавна проживали рядом с русскими на Смолен-щине и Псковщине, а также в Центральной России, Поволжье и Сибири, куда они переселились после русско-польской войны XVII в. и последующих насильственных разделов Польши. Многие крестьяне и ремесленники уезжали в Россию и добровольно - из-за скудости белорусских земель. Крупные общины белорусов образовались в Москве и позднее в Петербурге.
На 90-е гг. XX в. в России проживает около 1,2 млн белорусов. Большинство из них, особенно горожане, обрусели. К 1989 г. только немногим больше 1/3 признало белорусский язык родным. По данным выборочного обследования, проведённого в Петербурге в 1992 г., 1/2 опрошенных белорусов назвала себя людьми русской культуры, 1/4 - смешанной русско-белорусской и лишь около 10 % - белорусской. У российских белорусов очень много национально-смешанных семей - с русскими, украинцами, карелами.
В быту российских белорусов мало что осталось от их традиционной культуры. Лучше всего сохранились традиции национальной кухни.
Белорусы любят мучные блюда - блины, оладьи, пироги, готовят разные каши и крупеники, кулеш, овсяный и гороховый кисель. Хотя, как говорят белорусы, "усяму галава - хлеб", в большом ходу "второй хлеб" - картофель. В традиционной кухне насчитывается до 200 блюд из него! Некоторые блюда положено есть не с хлебом, а с холодным картофелем. Широко распространены картофельные оладьи ("драники"), картофельная запеканка с салом ("драчонка"), толчёный картофель с салом или молоком и яйцами ("тав-каница", "бульбяная яечня"). Излюбленное мясо белорусов - свинина. Одна из особенностей белорусской
кухни - "белёные", т. е. заправленные молоком, кушанья, чаще всего супы, а из овощных блюд отдают предпочтение похлёбке из брюквы, тыквы, моркови.
Их белорусского фольклора в быту можно услышать "волочебные" песни, которые исполняют на Пасху. Пользуются известностью такие белорусские танцы, как "гусары", "мяцели-ца", "крыжачок" и другие, сопровождаемые "припевками". В народном изобразительном искусстве лучше всего сохранились традиции узорного ткачества и вышивки на покрывалах, настенных ковриках, скатертях, полотенцах. Узоры по большей части геометрические или растительные.