Народ, который дал название краю, появился на его территории сравнительно недавно. Расселение якутов шло с юга, по долине Лены. К моменту прихода русских, в первой трети XVII в., редкие якутские поселения уже встречались и на севере, и на северо-востоке региона. В процессе обживания тундры и тайги якуты смешивались с тунгусами, юкагирами, эвенами и учились у коренных жителей использовать богатства природы. Это отразилось в орудиях промысла (например, сети из конского волоса), в деталях одежды и т. п.
Вместе с тем якуты сохраняли своеобразную культуру скотоводов, вышедших из южносибирских степей. Всемерное почитание коня, разведение крупного рогатого скота, черты быта (приготовление кумыса, особая выделка сёдел, упряжи, кожаных сосудов) говорят о родстве якутов с тюркоязычными народами Сибири и Алтая.
В первой трети XVII в. на обширной территории края проживало несколько групп якутов. Самыми многочисленными были амгино-ленские и вилюйские якуты, населявшие центральные районы. В коние XVII в. численность народа в крае составляла около 28 тыс. человек (примерно в 15 раз меньше, чем сегодня). Занимая всё более обширные территории, якуты продолжали заниматься коневодством и животноводством. Путешественники в XVII-XVIII вв. покупали у местных жителей лошадей и использовали их для перевозки грузов и людей. Якутская лошадь - крепкая, с густой шерстью, способная в суровые малоснежные зимы "ко-пытить", т. е. добывать себе корм, разгребая копытами снег. Постепенно эти выносливые животные попали на северо-восток и Камчатку; в частности, Витус Беринг для Первой Камчатской экспедиции закупил более 600 якутских лошадей.
Основным жилишем у якутов была деревянная юрта, которую утепляли земляной завалинкой. В отличие от степных скотоводов якуты не кочевали, а с наступлением тепла лишь переезжали из зимней юрты в летнюю (летник). Дома стояли в ряд или напротив друг друга, вход ко входу. Скот и люди проживали под одной крышей, навоз выкидывали из задней половины дома, считавшейся хлевом. Собака была верным спутником и помощником. Из-за нехватки кормов коров в северных и северо-восточных районах кормили рыбой, из-за чего молоко пахло рыбой.
В XIX да и в XX столетии в похлёбку и молочные продукты добавляли заболонь - молодую сосновую древесину. Её заготавливали и хранили в сушёном виде, как хрен, шавель, лук. Малину якуты в пишу не употребляли, считая её нечистой ягодой, зато клюкву и бруснику запасали впрок. Не ели они и грибов, даже белых.
Традиции питания сохранились до наших дней, особенно в сельской местности. Излюбленное лакомство к празднику - молодая конина. Уенную рыбу подают в виде строганины (замороженную и нарезанную ломтиками), остальную жарят и отваривают.