В 1589 г. на небольшом волжском острове возникла крепость под названием иарииын. В слове "Царицын", по мнению некоторых учёных, прослеживается вольное звучание тюркского названия Сарысу - Жёлтая Вода, т. е. имя города как бы перекликается с названием Саратова.
После пожара в самом начале XVII в. крепость была вновь отстроена в 1615 г. на правом берегу Волги. Так же как и Саратов, Царицын не раз оказывался во власти взбунтовавшихся казаков: в 1667 г. царицынский гарнизон перешёл на сторону Степана Разина; в 1707 г. его успешно атаковали донские казаки под предводительством Кондратия Булавина, но вскоре они были изгнаны из города. В 1774 г. Царицын дважды осаждали войска Емель-яна Пугачёва.
Постепенно Царицын утратил военное значение, в нём начали развиваться торговля и промышленность. В конце XIX в., после того как через город в 1862 г. была проведена железная дорога, соединившая восточные районы России с центральной частью и Донбассом, город стал крупным транспортным узлом, где перегружались такие товары, как хлеб, соль, рыба, нефтепродукты. С 1861 по 1897 г. население Царицына выросло в восемь раз! Город обрёл значение финансового центра Нижнего Поволжья: в нём сосредоточилось наибольшее в регионе количество кредитно-банковских учреждений.
В 1925 г. в честь И. В. Сталина Царицын переименовали в Сталинград. Под этим именем город вошёл в историю XX в.: здесь произошло одно из главных событий Великой Отечественной войны - Сталинградская битва, в ходе которой была окружена и уничтожена крупная группировка фашистских войск. В 1961 г. город получил новое название - Волгоград. В советское время возникли предприятия машиностроения, чёрной и цветной металлургии, была построена Волжская ГЭС. В 1952 г. судоходный канал соединил Волгу с Доном и завершил создание единой транспортной сети России (см. статью "Реки"). Население города превысило 1 млн человек (1996 Г.).