Пустив по Окружной железной дороге значительную часть грузопотока, Москва вместе с тем как бы отделила центр от "наезжавшей" на него промышленности. Промышленные зоны также развивались вдоль путей Окружной. По обе её стороны и у многочисленных примыкающих к ней путей сформировалось промышленное "ожерелье", украшенное крупнейшими и ценнейшими "камнями" национальной индустрии.
В индустриализации страны ключевую роль сыграли московские предприятия по производству металлообрабатывающих станков: "Станкоагрегат", "Станкоконструкиия", Станкозавод имени Серго Орджоникидзе и др. Столица заботилась и о сырье для изготовления станков: в городе несколько металлургических заводов, выпускающих высококачественный прокат и литьё. Среди них наиболее известны "Серп и молот" и "Станколит".
Важное место в ряду промышленных предприятий занимают электротехнические: Электрозавод имени В. В. Куйбышева, Московский электроламповый (МЭЛЗ), электромашиностроительный "Динамо", Электромеханический имени Владимира Ильича.
С юго-востока вдоль левого берега Москвы-реки в черту города вклинился участок плоской и сырой Мещёрской низины, не слишком удобной для жилой застройки. Сюда Москва долгое время выносила многие нежелательные в густонаселённых районах объекты. Так, на месте существовавших ешё до революции скотобоен был сооружён "мико-яновский" мясокомбинат (МИКОМС). Один автомобильный гигант - Завод имени И. А. Лихачёва (ЗИЛ) закрыл собой два озера с "весёлыми" названиями - Чёрное и Постылое, а другой - Автозавод имени Ленинского комсомола (АЗЛК, "Москвич") вырос на местности, которую ешё недавно именовали на картах Сукино болото. Между ЗИЛом и АЗЛК были возведены мош-ные подшипниковый и шинный заводы.
Несколько текстильных предприятий находятся на востоке и северо-востоке Москвы - по направлению к текстильным центрам ближнего Подмосковья и Ивановской области. Исключение составляют шёлковые фабрики, разместившиеся к юго-западу от Садового кольца, в излучине Москвы-реки.
На западе расположено несколько крупных предприятий с богатой историей: хлопчатобумажный комбинат "Трёхгорная мануфактура" ("Трёхгорка"), Краснопресненский сахарорафинадный завод, табачные фабрики "Ява" и "Дукат".
На северо-западе столицы преобладают современные предприятия высоких технологий, отражающие достижения последней трети XX столетия. Самолётостроительные заводы находятся рядом с аэродромом у Ходын-ского поля и вдоль Ленинградского проспекта. У Западного речного порта расположен крупнейший завод космической промышленности имени М. В. Хруничева.
В 60-х гг. XX в. Москва начала превращаться из кирпичной в бетонную, панельную. Большинство домов - сборные. Подлинное их "место рождения" - домостроительные комбинаты. Первый из них был сооружён на северо-западе, вблизи от речного порта, куда по воде доставляют необходимые песок, гравий, цемент.
К молодым отраслям в Москве можно отнести ряд предприятий пише-вой промышленности. К старейшему мясокомбинату (МИКОМС) добавились Останкинский и Черкизовский. Вблизи них, а также в Очакове построены гигантские молочные заводы. Они обращены к ближним районам молочного животноводства - к Смоленской, Тверской, Ярославской, Костромской, Вологодской областям. А огромный комбинат хлебопродуктов в Бирюлёве "смотрит" на юг - в хлебную Россию.
В центре города также пока сохраняются старейшие пишевые предприятия. Так, почти у Кремля находятся знаменитая кондитерская фабрика "Красный Октябрь" ("Эйнем") и завод шампанских вин.
Огромное значение для Москвы - одной из самых северных столиц мира - имеют тепловые электроцентрали, вырабатывающие электроэнергию и поставляющие потребителям пар и горячую воду. Электроцентрали, словно бусы, нанизаны на нитку Окружной железной дороги. Исключения составляют МОГЭС - старейшая московская электростанция, разместившаяся почти напротив Кремля, а также ТЭЦ, которые сооружались в новых окраинных кварталах. Последняя построенная ТЭЦ - Северная вырвалась за пределы МКАД в столичные предместья.