Путь от матроса до адмирала, легендарного героя русско-турецкой и русско-японской войн прошёл С. О. Макаров (1849-1904). Он был не только флотоводцем, но и талантливейшим учёным - физиком, океанографом.
Во время кругосветного путешествия на корвете "Витязь", длившегося 993 дня, Макаров вёл и обобщал уникальные океанографические наблюдения. Часть их сделана при помоши приборов, изготовленных по проектам самого Степана Осиповича. Его книга "„Витязь" и Тихий океан" была с восторгом встречена во всём мире и удостоена премии Академии наук и Русского географического общества. Автор включил в этот труд собственные подробные гидрологические карты.
"Простой взгляд на карту России показывает, - писал учёный, - что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан... Мошный ледокол откроет дверь в этом главном фасаде, он снимет ледяные ставни с окна, которое Пётр I прорубил в Европу". Ледокол "Ермак", построенный в Ньюкасле (Англия) под непрерывным наблюдением Макарова, прибыл сквозь льды Финского залива в Кронштадт, встреченный всенародным ликованием. Ледокол не только спасал замёрзшие во льдах суда, но и дал возможность вести непрерывную регистрацию температуры воды, исследовать плотность льдов и т. д. Макаров чутко улавливал новые идеи. На "Ермаке" были впервые применены радиотелеграф, изобретённый А. С. Поповым, и кинематографическая съёмка.
Во время войны с Японией адмирал Макаров возглавил русский флот в
осаждённом Порт-Артуре. Знаменитый флотоводец погиб, когда на мине подорвался броненосец "Петропавловск", шедший под его командой сражаться с вражеской эскадрой.