У некоторых народов вооружённая зашита границ возложена на особые группы населения. В России их называют казачеством. Учёные полагают, что само слово "казак" заимствовано из тюркских языков, где "kazak" значит "вольный человек", "искатель приключений", "бродяга". В Средние века так именовали свободных людей, которые служили разведчиками или охраняли границы Руси, Литвы, Польши, Ногайской Орды. Самая ранняя группа русских казаков сформировалась в XVI в. на Дону из беглых русских и украинских крестьян. В дальнейшем казачьи обшины складывались разными путями: с одной стороны, на окраины государства бежали от крепостной неволи, с другой - они возникали по царскому указу для зашиты границ империи. К 1917 г. в России насчитывалось 11 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское.
Группы казачества отличались друг от друга особенностями языка, укладом жизни, формой ведения хозяйства. Отличия сложились в результате контактов с местным нерусским населением. В то же время у всех казаков было нечто обшее, что обособляло их от других русских. Это позволяет говорить о казачестве как об одном из русских субэтносов ("поднародов") наряду с поморами на берегах Белого и Баренцева морей, заволжскими старообрядцами, кержаками (старообрядцами) на Алтае, семейскими в Забайкалье и др.
Подавляющее большинство казаков были православными, среди них в Приуралье и Сибири встречалось немало старообрядцев. Многие знали два языка, скажем помимо русского- ка-бардино-черкесский, калмыцкий или казахский. Двуязычие было особенно распространено там, где существовали особые "туземные" воинские части, например калмыцкие, ногайские, бурятские и т. д.
На быт и культуру казаков оказывали влияние народы, среди которых они жили. Так, внутреннее убранство жилиш кубанских и терских казаков во многом напоминало интерьер домов зажиточных горцев: лавки покрыты коврами, стены украшены оружием и конской сбруей. "Окавказилась" и одежда, в особенности мужская: черкески, бешмет, башлык казаки почти без изменений заимствовали у народов Кавказа. В пише, напротив, преобладали русские и украинские традиции, хотя кавказские сорта сыра и кисломолочные напитки тоже вошли в быт. В свою очередь, у кавказских горцев, мало употреблявших в пишу овощи и фрукты, под влиянием казачества стали развиваться огородничество и садоводство. Множество сходных примеров можно найти в быту приуральских, семиреченских и сибирских казаков.
Большим своеобразием отличались нормы поведения и духовная культура. Казачка была свободнее, чем русская крестьянка; молодёжь также имела больше прав. Широко практиковалась трудовая и бытовая взаимопомощь, известная русским крестьянам. Военизированные игры-состязания (скачки, джигитовка, стрельба в цель, рубка лозы и др.) казаки любили не меньше, чем, например, адыги или ногайцы. Помимо традиционных праздников в каждом казачьем войске отмечали день святого - покровителя данного войска. Самым распространённым фольклорным жанром были историко-герои-ческие, военные и лирические песни.
Казачество являлось не только субэтносом, но и особым сословием, т. е. социальной группой, обладавшей правами и обязанностями,закреплёнными законом. Казаки широко пользовались самоуправлением (сами выбирали атаманов) и экономическими привилегиями. Казак считал себя (и был на деле) свободнее крестьянина.
Ценя эти преимущества, казаки преданно служили престолу. Их использовали для подавления крестьянских восстаний, рабочих и студенческих выступлений. В годы гражданской войны большинство казаков примкнули к белому движению, из-за чего позже подверглись беспощадному красному террору. "Расказачивание" происходило подобно "раскресгьяниванию", только гораздо более жестоко.
Лишь на рубеже 80-90-х гг. XX в. в России появились общественные организации, выступающие за возрождение казаков как особого сословия.