Связь людей с морем, обращённость к нему и улии, и предприятий роднит все морские портовые города. Их можно уподобить широко распахнутым окнам в огромный таинственный мир. Дальние экзотические страны становятся здесь ближе и доступнее, и кажется, что вся планета обвита нитями корабельных маршрутов. У причалов и на рейде стоят корабли под флагами разных стран, на улицах - разноплемённая и разноязычная толпа. Все дороги ведут к морю, все мальчишки мечтают стать капитанами.
Портовые города более своеобразны, чем города других профессий. Сама природа приложила немало усилий, чтобы создать их единственными в своём роде. Она не пожалела фантазии, сотворяя дельты с бесчисленными островами и протоками, изрезанные берега с красивыми заливами и береговыми скалами.
Особое экономико-географическое положение города-порта делает его похожим на двуликого Януса: одно его лиио обращено к морю, другое - к суше. С одной стороны, положение города-порта должно обеспечивать удобство морских сообщений, выход на мировые океанические пути. Поэтому очень важно иметь бухты и заливы, хорошо защищённые от морских волнений и ветров. С другой стороны,необходима обширная территория, тяготеющая к городу-порту, обладающая большим экономическим потенциалом и удобно связанная с ним. Такое сочетание обеспечивается чаше всего положением города-порта в том месте, где большая река впадает в море или океан. В России это свойственно Астрахани и Архангельску.
Архангельск основан в 1584 г. Жизнь города тесно связана с морем. Он осуществляет внешнеторговые морские операции, является крупнейшим российским портом по вывозу древесины, служит базой арктического флота и арктических исследований, готовит мореходов, занимается рыбным промыслом. Но даже такой морской город живёт *не морем единым". Архангельск - стольный град лесной державы, крупнейший в стране центр лесозаготовок и целлюлозно-бумажного производства.
Российские порты на южных морях (например, Таганрог) занимаются в основном экспортом хлеба. Однако, являясь центрами машиностроения, они также обеспечивают сельское хозяйство своего региона техникой.
Крупный порт на Охотском море Магадан - центр области, база судоремонта, один из центров рыбной промышленности. Но главным образом порт работает на "золотую" Колыму, принимая для неё технику, топливо, продовольствие, которые затем следуют по начинающейся от Магадана Колымской автомобильной трассе. В городе производится и ремонтируется горное оборудование, действует научно-исследовательский институт золота и редких металлов.
У городов-портов есть возможность развиваться на двух ресурсных основах, используя и дары моря, и дары суши.
В XX в. города-порты во всём мире продемонстрировали чрезвычайно высокие темпы развития и роста. Сейчас им принадлежит первенство среди крупнейших городов планеты. Среди них можно назвать такие города, как Лондон, Буэнос-Айрес, Токио, Нью-Йорк, Шанхай, Карачи, Мельбурн, Монреаль. В России города-порты занимают достаточно скромное место. К тому же их очень мало - всего 45. Этого, конечно, явно недостаточно для громадной страны с весьма протяжёнными морскими побережьями, в течение столетий настойчиво пробивавшейся к морю и очень заинтересованной в выходе на мировые рынки.
Такая ситуация может быть объяснена несколькими причинами. Во-первых, континентальностью России. Самая экономически развитая часть территории нашей страны располагается в глубине Евразии; разведанные и осваиваемые ресурсы также сконцентрированы в её внутренних районах. Опасаясь вражеских нападений, Россия в течение столетий стремилась разместить свои основные производственные базы подальше от границ. Долгое время она рассчитывала только на собственные ресурсы, почти не привлекая зарубежные. Второй причиной является суровый климат. Россия обращена фасадом на север, самые крупные реки страны впадают в моря Северного Ледовитого океана. Но их берега, кроме небольшого участка побережья Баренцева моря, скованы льдом значительную часть года. Между основной полосой расселения и морским побережьем тысячи километров безлюдных холодных пространств. Наконец, третья причина - огромность расстояний. Российское побережье и Северного Ледовитого, и Тихого океанов удалено не только от исторического ядра Российского государства, но и от промышленных районов Центральной Сибири. Например, Красноярск ближе к Москве, чем к Владивостоку, на 1400 км.
Стремясь "укрыться пространством", Россия весьма ограниченно развивала приморские районы. Поэтому среди российских городов-портов только два миллионера - Санкт-Петербург и Ростов-на-Ло-ну,, которые воспринимаются скорее не как порты, а как многофункциональные центры, имеющие широкий спектр деятельности. Ростов-на-До-ну представляется узлом внутренних сообщений, воротами на Кавказ в большей степени, нежели морским портом. Среди 20 крупнейших городов России (500 тыс. - 1 млн жителей) только один город-порт - Владивосток. В числе больших городов страны на долю городов-портов приходится лишь 9 %, причём не всегда портовая деятельность является главной. Обязанности порта, для чего они и были созданы, сейчас выполняются ими как бы по совместительству, наряду с другими, подчас более значимыми.
Так произошло с Ейском. Основанный как порт в 1848 г., город успешно занимался экспортом хлеба, шерсти, другой сельскохозяйственной продукции. Но после введения в строй Ростово-Владикавказской железной дороги в 1870 г. и Новороссийского порта в 80-х гг. XIX в. он утратил своё торгово-транспортное значение. Ейск становится центром лёгкой промышленности, переработки сельскохозяйственного сырья, а в советское время и машиностроения. Но город не отвернулся и от моря. Он стал центром рыбопромыслового района. На прекрасных пляжах, лечебных водах, иловых грязях развиваются курорты. Ейск проявил завидную способность приспосабливаться к изменяющимся условиям, которая в наши дни так нужна городам. Терпя неудачу в одном деле, он находил себе другое.
У ряда российских городов-портов ориентация на море, связанность с ним основных видов деятельности проявляются и сохраняются вполне отчётливо. Таковы Мурманск, Архангельск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка, Новороссийск, Калининград. Из менее крупных городов можно назвать Дудинку, Певек, Советскую Гавань, Туапсе.
.
Байкало-Амурская железнодорожная магистраль на востоке заканчивается городом-портом Советская Гавань. Порт располагает великолепным заливом. В остальном природа явно поскупилась создать удобства для развития города. На гористом берегу с трудом удалось разместить на отдельных пятачках разрозненные части города - портовую, железнодорожную, лесопромышленную. Однако мировая практика показала: если есть настоятельная необходимость появления города-порта, он будет создан, несмотря на любые трудности.
Проблема строительства новых портов и расширения старых в современной России стоит очень остро. Города-порты обладают огромными возможностями для экономического развития. Они выступают центрами свободных экономических зон, своеобразными мостами между Западом и Востоком, Европой и Азией. Недостаток портов в стране очевиден. По мнению российских учёных, необходимо "прорубить" новое морское окно из Сибири, создать новые крупные порты на берегах Финского залива, на Азовском море.