Ни один из компонентов природы - ни лес, ни степь, ни ветер - не занимает в русском эпосе такого места, как реки. В народном творчестве реки олицетворены; они предстают как богатыри старого времени: Днепр Славутич, Дон Иванович. Волга именуется Волгой-матушкой, Амур - батюшкой.
Рекам приписывают человеческие чувства и поступки, они выступают как самостоятельные герои. В одной из сказок говорится, как Волга, Западная Двина и братец их Днепр сызмальства голодали, дрожали от холода. Однажды пришлось ночевать им на болоте. Рано утром сестры встали, выбрали себе места - хорошие, пологие - и побежали туда искать счастья. Проснулся Днепр, глядь - нет рядом сестёр. Рассердился он, ринулся, не разбирая дороги, по рвам и буеракам, подмывая крутые берега... Похожий сюжет связан с Волгой и Вазузой.
Герой известного цикла новгородских былин Садко, желая побывать в Новгороде, кормит Волгу хлебом-солью. Река в ответ посылает его к своему брату Ильмень-озеру, который выступает в облике удалого доброго молодца. Волга и Ильмень переговари-ваются, как обычные люди.
Предания, связанные с реками, есть и у других народов России. Бурятская легенда о старике Байкале и его дочери красавице Ангаре рассказывает, почему Ангара "убежала" от Байкала и стала притоком Енисея. Упоминается в легенде и о 336 сыновьях Байкала - их число соответствует рекам, впадаюшим в озе-ро. Почитание рек и страх перед ними в старину приводили к запрету давать им имена. Например, якуты величали реки "эбэ" - "бабушка" (отсюда Эбэке, Эбэ-Юряге и др.).