Монгольская империя - держава, сложившаяся в первой половине XIII в, в результате завоевательных походов Чингисхана. Существовала до последней четверти XIV в.
Духоборы и молокане - течения в духовном христианстве, оформившиеся в России во второй половине XVIII в.
Дискриминация (от лат. discrimimtio - "различение") - ущемление прав граящан по национальным, расовым и другим мотивам.
Зона экономического влияния - территория за пределами государства, на которой оно имеет свои экономические интересы и средства их обеспечения.
Люди покидают страну, где родились и выросли, по разным причинам. Одни уезжают добровольно, в поисках лучшей доли, другие - из-за политических, национальных, религиозных преследований, изменений государственных границ, военных конфликтов. Жители России, как и жители других стран, уезжали и уезжают из своей страны, и, к сожалению, в течение многих веков такие переселения чаще всего были вынужденными. Сейчас россиян и их потомков можно встретить во всех уголках мира - от Германии до Бразилии. Они образуют диаспору. Первоначально диаспорой (греч. "диа-споро" - "рассеяние") называли евреев, расселившихся (начиная с VI в. до н. э.) вне Палестины. В современной литературе этот термин употребляется в более широком смысле и означает этнические (греч. "этнос" - "народ") группы, живущие вне страны своего происхождения.
РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА В XI-XIX ВЕКАХ
Древнейшая русская община за рубежом возникла в XI в., когда монахи из Киевской Руси основали на горе Афон (Северная Греция) Пантелеймо-новский монастырь. Гора Афон - известный исторический центр православия. Здесь много монастырей, и живут в них монахи из стран, где исповедуют православие. Русские монахи на Афоне никогда не теряли связи с родиной. Русские государи посылали туда милостыню. Из Афона привозили в Россию церковные греческие и латинские книги, переводили их на русский язык; иногда монахи посылали и светскую литературу.
В XIII-XIV вв. древнерусские княжества оказались под властью Золотой Орды. Тысячи русских людей, угнанные в плен татаро-монголами, очутились вдали от родных мест. В городах и становищах Орды, особенно в её столице, городе Сарай, жило много русских ремесленников, искусство которых высоко ценилось: По сообщениям западноевропейских путешественников, русских (ремесленников и воинов) можно было встретить даже в Каракоруме - столице Монгольской империи. Так наши древние соотечественники впервые попали в Монголию, а затем, когда столицу империи перенесли в Пекин, и в Китай. Эта община существовала примерно век и не оставила после себя культурных следов. Во второй половине XIV в. монголов изгнали из Китая. Кучка иноземцев - в окружении чужого народа, за тысячи километров от родины - была обречена на исчезновение в огне восстания против поработителей.
В Европе русские появились во многом благодаря династическим связям княжеских домов. В середине XI в. Анна Ярославна, дочь великого киевского князя Ярослава Мудрого, вышла замуж за французского короля и стала королевой Франции. В то время не одна русская княжна покинула отчий дом, унося на Запад родные обычаи, привычки, традиции, язык. При царе Борисе Годунове впервые появляются "невозвращенцы" - так, выражаясь современным языком, можно назвать людей, посланных государством за границу и оставшихся там навсегда. Царь Борис отправил группу молодых дворян на учёбу в Европу, но ни один из них не вернулся домой, вероятно прельстившись удобствами европейской жизни.
Массовые переселения из России начинаются в XVIII в. Интересна история казаков-некрасовцев. "Некра-совцами" их стали называть по имени донского казака, атамана Игнатия Фёдоровича Некрасова (1660-1737), сподвижника Кондратия Афанасьевича Булавина (1660-1708). После поражения Булавинского восстания (1707-1709 гг.) две тысячи казаков во главе с Некрасовым ушли на Кубань, а затем, в 1740 г., переселились на территорию Османской империи. Более двух веков жили там их потомки, бережно сохраняя свои обычаи и культуру. Значительная их часть вернулась на родину в 60-х гг. XX в.
В конце XIX - начале XX в. из пределов Российской империи устремились в Новый Свет (США и Канаду) сотни тысяч россиян. Люди уезжали в основном по экономическим причинам - в поисках более высокооплачиваемой, чем на родине, работы. Они надеялись, что, скопив денег, начнут собственное дело, купят землю. Сюда ехали также и те, кто испытывал религиозные притеснения. В конце XIX в. в Америку переселились духоборы и молокане. Эти общины не признавали официальную Церковь и её служителей, отказывались от воинской службы. И царское правительство, и Русская Православная Церковь преследовали их. Л.Н.Толстой передал в пользу духоборов весь гонорар за роман "Воскресение", и благодаря этому на двух зафрахтованных пароходах в начале XX столетия часть их эмигрировала, главным образом в Канаду. Общины духоборов, живущих в этой стране, и сейчас сохраняют язык и традиции.
Перебирались в Америку и российские евреи, подвергавшиеся дискриминации в дореволюционной России. Большой процент эмигрантов составили поляки, чьи права в Российской империи были ограничены, а также литовцы, латыши и эстонцы.
РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА В XX ВЕКЕ
Социальные и политические потрясения, которые пережила наша страна в XX в., коренным образом изменили географию российской диаспоры. Наиболее крупные общины выходцев из России на сегодняшний день - в Европе, США, Израиле, Австралии.
События Октября 1917 г. и последовавшая за ними гражданская война привели к бегству за рубеж многих наших соотечественников. В различных странах мира оказалось более 2 млн россиян: рядовые солдаты и офицеры, казаки и высшая знать империи, учёные и деятели русской культуры. Среди них - писатель И. А. Бунин, авиаконструктор И. И. Сикорский, пианист и композитор С. В. Рахманинов. В 1922 г. советское правительство выслало из страны более 100 философов, историков, писателей, учёных, в их числе Н. А. Бердяев, М. А. Осоргин, Л. П. Карсавин. Единственной виной этих людей были их взгляды - несогласие с политикой большевиков.
Основная часть российских беженцев, названных впоследствии первой волной эмиграции, осела в 20- 30-х гг. XX в. в Польше, Германии, Прибалтике, Франции, Чехословакии, Югославии.
Культурным центром российской диаспоры 20-30-х гг. XX в. в Европе стал Париж. В начале столетия в этом городе подолгу жили писатели, поэты, композиторы, художники из России. Среди них - Николай Гумилёв и Максимилиан Волошин. Здесь началась слава русского балета: в 10-х гг. XX в. "Русские сезоны" прославили Сергея Дягилева, Анну Павлову, Михаила Фокина. А в трагические 20-е гг. Париж выбрала местом жительства большая часть творческой интеллигенции: поэты и писатели Иван Бунин, Марк Ал-данов, Георгий Адамович, Марина Цветаева; художники Александр Бенуа, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Василий Кандинский; философ Николай Бердяев, историк и публицист Георгий Федотов. До начала Второй мировой войны здесь работали крупнейшие зарубежные российские издательства; выходили лучшие журналы русского зарубежья - "Современные записки" и "Числа"; даже возникли свои поэтические школы. Однако после того, как в 1940 г. войска фашистской Германии заняли Париж, часть россиян эмигрировала в США. Среди оставшихся многие приняли участие в движении французского Сопротивления. Удивительна, например, судьба матери Марии, в миру Е.Ю.Кузьминой-Караваевой, спасавшей от немецких оккупантов преследуемых. Известная петербургская красавица, которой Александр Блок посвятил стихотворение "Когда вы стоите на моём пути...", в эмиграции приняла монашеский постриг. Она была казнена в гитлеровском концлагере.
Париж приютил и эмигрантов третьей волны (см. статью "Эмиграция. Кто и когда покидал Россию"), в частности писателя и литературоведа Андрея Синявского, автора прославленного романа "В окопах Сталинграда" Виктора Некрасова, высланного из СССР в 70-х гг. XX в. Атмосфера "русского Парижа" прекрасно передана во многих художественных произведениях и воспоминаниях - например, в мемуарах писательницы Нины Берберовой "Курсив мой" и в романах поэта и писателя первой волны русской эмиграции Бориса Поплавского.
К концу XX в. в Париже осталось не так много россиян, но этот город по-прежнему центр культуры русского зарубежья, оказывающий влияние и на культуру в самой России. Здесь выходит газета "Русская мысль", распространяемая в России; работает издательство "ИМКА-пресс", книги которого известны на родине. Многие писатели, художники, музыканты, артисты подолгу живут в Париже, работают, ставят спектакли и издают книги.
Другим центром российской диаспоры в Европе была столица Германии - Берлин. В первой половине 20-х гг. XX в. в некоторых его районах чаще можно было услышать русскую речь, нежели немецкую. Русских издательств в Берлине насчитывалось больше, чем немецких и даже чем издательств в Советской России. Однако после прихода к власти в Германии фашистов (1933 г.) значительная часть эмигрантов, например писатель Владимир Набоков, перебралась в другие страны. Примечательно, что в 90-х гг. XX в., после распада Советского Союза, именно в Германии сложилась крупнейшая в Европе община выходцев из России. Высокий уровень жизни, возможность сделать профессиональную карьеру привлекают сюда прежде всего российских немцев, но зачастую и россиян других национальностей.
Поддерживали беженцев из России правительства славянских государств - Чехословакии и Югославии. В этих странах сложились крупные общины со своими культурными и образовательными учреждениями. Особенно выделялась Прага, столица Чехословакии, где, благодаря первому президенту страны Т. Масарику, были созданы не только русские средние, но и высшие учебные заведения.
События Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) стали причиной второй волны русской эмиграции. Миллионы советских людей оказались в Западной и Восточной Европе. Среди них были и военнопленные, и гражданское население, угнанное на работу в Германию и оккупированные ею страны. После разгрома Германии не все вернулись домой. Одни (бывшие военнопленные) боялись знаменитого сталинского приказа, по которому все попавшие в плен считались предателями, другие нашли на чужбине свою судьбу - близких людей, работу. Многие из наших соотечественников, оставшихся на Западе, впоследствии переехали в США, Канаду, Южную Америку.
Именно в США сложилась самая большая российская община. Ядро её - российские евреи; на их долю в конце XIX - начале XX в. пришлось примерно 40 % эмиграции из Российской империи. Иммиграционные службы США определяли национальность только по стране происхождения и приехавших из России зачисляли в число "русских": сюда попадали русские, украинцы, белорусы, евреи, поляки, литовцы и др. Бывшие россияне прибывали обычно на Атлантическое побережье США, в Нью-Йорк, где и возник первый американский центр российской диаспоры. Позднее, уже во второй половине XX в., россияне освоили Калифорнию (Лос-Анд-желес, Сан-Франциско) и Флориду. В Нью-Йорке и Лос-Анджелесе выходят русскоязычные газеты и журналы. В самом Нью-Йорке есть целый район - Брайтон-Бич, заселённый главным образом евреями - выходцами из бывшего СССР и России. Здесь говорят по-русски, в ресторанах подаются русские блюда, в магазинах продают продукты и товары, привычные для россиян. Есть в США и своя Православная ЦерКОВЬ (центр - ГОРОД Джордан-Вилль). Россияне в Америке могут гордиться многими славными именами - учёными, писателями, поэтами, работавшими и работающими в культурных центрах, университетах этой страны. Вот только несколько из них - поэт Иосиф Бродский, писатель Саша Соколов, историк Георгий Вернадский, изобретатель телевидения Владимир Зворыкин, авиаконструктор Игорь Сикорский.
Россияне в странах Азии малочисленны, за исключением Израиля. Однако в первой половине XX в. в Китае существовала большая русская община, которую называют дальневосточной. В конце XIX в. Россия была заинтересована в развитии политических и экономических отношений с Китаем. В Маньчжурии (северо-восток Китая) возникли русские поселения, а в конце XIX - начале XX в. община. По соглашению с этой страной Россия проложила Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), соединившую кратчайшим путём Европейскую Россию и Дальний Восток. Для обслуживания и охраны дороги здесь поселились русские специалисты и их семьи, появились пограничники, за ними - купцы и промышленники. Маньчжурия стала зоной российского экономического влияния. После окончания гражданской войны в России (1922 г.) сюда хлынул поток эмигрантов. Войска разбитого адмирала А. В. Колчака, руководителя белого движения в Сибири, вместе с теми, кто не хотел жить при советской власти, перешли русско-китайскую границу. Большинство бежавших из России осело в Маньчжурии. Здесь выходили русские газеты, гастролировали русские артисты, появились собственные поэты. Неоднократно бывал в Маньчжурии на гастролях русский поэт и певец Александр Вертинский, исполнявший в Шанхае и Харбине свои лучшие песни.
"Китайскими" центрами российской диаспоры стали города Шанхай и Харбин. Харбин, основанный русскими строителями КВЖД, был во многом русским городом, и его центральные улицы в 20-30 гг. XX в. напоминали приезжим улицы старинных российских городов - те же вывески, магазины, церкви. После прихода сюда японцев (30-е гг.) русским стало жить труднее. С окончанием Второй мировой войны часть россиян вернулась на родину, а часть перебралась в Австралию, Южную Америку и США.
Сейчас практически не осталось следов этой эмиграции. В 60-х гг., во время "культурной революции", в Китае были уничтожены почти все памятники, связанные с ней. Вождь Китая Мао Цзэдун провозгласил отказ от культурных ценностей во имя строительства нового, коммунистического общества. Юные последователи Мао громили университеты, избивали уважаемых профессоров, учёных, писателей. Уничтожалась и всякая память о связях русского и китайского народов. В этот период были разрушены православные храмы в Харбине и Шанхае.
В течение XX в. значительная община выходцев из России образовалась в Израиле. Первые российские евреи, переезжавшие на родину предков, быстро теряли связи с Россией, хотя многие помнили о своих российских, в рамках прежней Российской империи, корнях. Евреи же, эмигрировавшие из СССР и, позднее, из новой России, как правило, сохраняли русский язык и культуру и поэтому образовали компактную общину (около 500 тыс. человек). В Израиле выходят газеты на русском языке, издаются книги и журналы, существует русский театр. Создана даже политическая партия, защищающая интересы бывших россиян.
В СССР, и прежде всего в Москве, обучалось много иностранных студентов из стран Азии и Африки; некоторые из них женились на русских девушках, а потом вместе с семьями уехали домой. Поэтому в странах Азии и Африки тоже есть россияне, хотя там их немного.
Россияне в Австралии появились в начале XX в. в крупных портовых городах - Сиднее и Мельбурне. Первые русские переселенцы - преимущественно политические эмигранты. Население Австралии было тогда очень невелико по сравнению с огромными неосвоенными территориями континента. Поэтому правительство Австралии, стремясь привлечь переселенцев из других стран, не очень интересовалось их прошлым. Здесь оседали социал-демократы и члены партии социал-революционеров (эсеров), боровшихся за права русского крестьянства. Перебирались сюда и религиозные сектанты, которых преследовали в России. Немало оказалось тут и обычных преступников. После Второй мировой войны в Австралии обосновались русские из Маньчжурии. С распадом Советского Союза некоторые россияне, привлечённые льготами, которые предоставляет молодым и образованным иммигрантам правительство этой страны, тоже направились в Австралию. Русские здесь живут компактно, по-прежнему в основном на восточном побережье континента. Среди старшего поколения - потомки выходцев из Маньчжурии, многие соблюдают православные обычаи и традиции старой, ещё дореволюционной России. Другие помнят Советский Союз, хранят портреты революционных вождей, поют советские песни. Самые молодые стремятся влиться в состав местного общества, стать настоящими австралийцами, но при этом стараются не забывать русский язык и культуру.
В конце XX в. в странах дальнего зарубежья, т. е. за пределами бывшего СССР, насчитывается примерно 4 млн человек, выходцев с территорий бывших Российской империи и СССР. Среди них собственно русских больше всего живёт в США - более 1 млн; все остальные общины гораздо меньше: в Канаде - 70 тыс., во Франции - 50 тыс., в Австралии - 25 тыс.
РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА И РАСПАД СССР
После распада Советского Союза за пределами новой России, в странах ближнего зарубежья, осталось около 25 млн человек, считающих русский язык родным. Те, кто не уезжает в Россию, стремятся сохранить свой язык и культуру, хотя это не всегда просто. Большинство русскоязычного населения Латвии до 1998 г. не получило гражданства, а не граждан практически запрещено принимать на государственную службу. Однако именно в Риге выпускается известный русский литературный журнал "Даугава". Легче русским в восточнославянских государствах - на Украине и в Белоруссии: помогают родственные язык и культурные традиции. К началу 90-х гг. XX в. больше всего русских было на Украине (свыше 11 млн человек) и в Казахстане (более 6 млн человек). Много русских также в южной части Республики Молдова.
Россияне живут на всех материках и континентах. Одни постепенно забывают родной язык и вливаются в состав иного народа. Другие, наоборот, стремятся сохранить язык и культуру. Они представляют нашу родину за рубежом, это частички России за её пределами. Благодаря им расширяется "поле" русской культуры, которая традиционно открыта для культур других народов.