После сооружения канала имени Москвы (1937 г.) путь из Твери в столицу значительно сократился.
В честь Михаила Ивановича Калинина с 1931 по 1990 г. город Тверь назывался Калининой.
Древнейшие сооружения Смоленска - церкви Петра и Павла на Городянке (1146 г.); Иоанна Богослова на Варяжках (1173- 1176 гг.); Михаила Архангела (1180-1197 гг.).
Индустриализация -процесс создания крупного машинного производства в промышленности и в дру-гах отраслях народного хозяйства.
Плотность сельского населения в центральных районах Смоленской области составляет около 5 человек на 1 км2.
Полесская низменность, или Полесье, находится на юге Белоруссии, севере Украины и западе России.
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Среди областей Центрального района Тверская по площади в 2-3 раза превосходит большинство других, граничащих с Московской. По сравнению с дореволюционной Тверской губернией область существенно увеличилась за счёт старинных смоленских, псковских, новгородских и ярославских земель. Как же в Центральном районе, где областные города издавна "тянут" друг у друга участки подчинённой им территории, могла вырасти такая область-гигант? Дело в том, что 84 тыс. км2 тверских земель как бы ничейные территории. Они представляют собой широкую пограничную полосу между Владимирско-Московским и Новгородско-Петербургским историческими центрами России. Внутри-русское "пограничье" не укрепляли мощными каменными кремлями, здесь не было славных битв. Напротив, на этой территории происходили столкновения русских с русскими, о которых вспоминать приходится скорее со стыдом.
Несмотря на расположение на Волге, Тверская область, как ни парадоксально, от неё очень удалена. Ведь Волга здесь, как говорили в старину, тиховодна, она лишь начинает свой путь (от часовенки у деревни Волгине Верховье) - на юго-восток, но на большей части территории области река течёт как бы перпендикулярно самой себе - на северо-восток. Поэтому добираться из Твери по рекам к главным городам Центрального района было крайне неудобно: приходилось делать очень большой крюк.
Около 1/10 территории области занято болотами. Местные жители именуют их мхами наиболее известный - Оршинский Мох подступает почти к самой Твери. Земля малоплодородна и не очень привлекательна для людей. Плотность населения (19,6 чел./км2) - самая низкая среди областей, граничащих с Московской. Вода, попадающая на низменные тверские земли, блуждает в поисках выхода. Реки текут медленно, петляя среди болотистых берегов. Река Моло-га, отправившись в путь от истока, лежащего всего в 100 км от Волги, умудряется до Рыбинского водохранилища "проплутать" полтысячи километров. Всё словно заснуло в этом затерявшемся между двумя столицами крае.
Огромных усилий потребовало строительство железной дороги Москва - Петербург, пересекающей Тверскую землю; оно проходило в сложных природных условиях и вошло в историю как одно из самых "людоедских" в России XIX в. Именно о ней Николай Алексеевич Некрасов сложил поэму "Железная дорога". К тверской Волге сталинская Москва пробивала прямой водный путь в 30-х гг. XX в. (на строительстве канала Москва - Волга широко применялся труд заключённых).
Многие отрасли промышленности зародились на Тверской земле. Под Тверью, в селе Едимоново (на Волге), в XIX в. возникли первая в России сыроваренная артель, работавшая по "импортированным" швейцарским технологиям, и школа сыроваров. В городе Конаково был построен один из старейших российских фарфоровых заводов (1826 г.). Однако эти производства так и не стали традиционными. И тверские сыровары не произвели тверского сыра; знаменитые же сорта "угличский", "пошехонский" и "костромской" создавались в северо-восточных областях Центрального района.
Фарфоровый завод, выпускавший высокохудожественные изделия, в XX в. изменил свою ориентацию: стал производить массовую дешёвую фаянсовую посуду для общепита (в любой школьной столовой можно найти грубоватые тарелки с клеймом ЗиК - Завод имени Калинина).
В тверских болотах добывают торф. В посёлке Радченко появилась первая в России торфная опытная станция.
Всероссийскую известность имеют Кимры - город пяти тысяч сапожников (именно такое количество работало на обувных фабриках городка до экономического кризиса 90-х гг.). Среди художественных производств, сохраняющих и сейчас былое значение, выделяются золотошвейная фабрика в Торжке (где не только делают сувенирные изделия, но и расшивают золотой нитью парадные формы высших военачальников) и стекольный завод в поселке Красномайский близ Вышнего Волочка (на нём было изготовлено ценное рубиновое стекло для звёзд, украшающих башни Московского Кремля).
Вблизи озера Удомля разместилась Калининская АЭС - самая близкая к Москве промышленная атомная электростанция.
Тверь - главный экономический центр области, в промышленном отношении не выделяющейся ничем особенным. В городе нет знаменитых ремёсел, как в Иванове или Туле. Можно сказать, что это крупный промышленный центр, в котором развиты машиностроение, химическая и текстильная промышленность. Здесь есть большие заводы, но нет гигантов. Два полиграфических комбината свидетельствуют о близости много пишущей столицы. Общенациональное значение имеет, пожалуй, лишь Тверской вагоностроительный завод. Ещё один такой завод находится в Торжке. Среди других промышленных центров выделяется Ржев, выпускающий башенные краны, и Бежецк, имеющий завод льнообрабатывающих машин.
Севернее тверских границ земледелие уже приобретает очаговый характер, пашни всё более уступают место лесу. В Тверской области развита лесная и деревообрабатывающая промышленность, что отличает её от большинства других областей Центрального района и в то же время роднит с русским Севером.
Несмотря на то что область расположена между двумя столицами, она почти не имеет развитых новейших отраслей. Напротив, здесь выделяются старые, традиционные. Да и всю область можно было бы назвать несколько старомодной.
Гуляя по тихим улочкам Кашина, переплетённым с затейливыми излучинами речки Кашинки, или по кручам Торжка, среди старинных шлюзов и водохранилищ Вышнего Волочка, по волжской набережной миниатюрной Старицы, по селигерскому полуострову Осташкова, чувствуешь себя вне современной стремительной эпохи...
СМОЛЕНЩИНА
По возрасту Смоленск (впервые упомянутый в летописи под 863 г.) лишь немного уступает древнейшим городам Руси - Киеву (860 г.) и Новгороду (859 г.). В Смоленске сохранились памятники средневековой архитектуры, которые появились гораздо раньше, чем в Москве (разница в возрасте самых древних храмов Смоленска и Москвы превышает три века).
Много раз у стен города происходили знаменитые сражения. В XV в. Смоленском завладела Литва, в XVI в. - Москва, в XVII в. - Польша, затем вновь Москва. В 1812 г. город захватил Наполеон, а в 1941 г. более чем на два года его оккупировали немцы. Взятие Смоленска означало овладение не только городом, но и стратегической и геополитической позицией. Свидетелями трагической славы остаются городские каменные и земляные укрепления разных веков, памятники и улицы города, сохраняющие имена героев.
Смоленск называли "ключом Московского государства", а его знаменитую крепостную стену, построенную на рубеже XVI - XVII вв. архитектором Фёдором Конем, - "каменным ожерельем Земли Русской". В конце XX в. Смоленск стал важным таможенным пунктом.
Жители Центрального района издавна понимали, что Смоленск имеет особое положение. Старинное выражение "загнать за Можай" (т. е. за Можайск, расположенный в 100 км к западу от Москвы, за которым начинается Смоленская область) в переводе на экономико-географический язык означает "исторгнуть за пределы Центрального района".
Учёные говорят о существовании двух Смоленщин: восточной, которая становится всё более "подмосковной", и западной, не забывающей о своём белорусском прошлом. В западной, несмотря на коллективизацию 30-х гг., сохраняются черты хуторского расселения, в народных традициях и говоре больше белорусских элементов. Двойственность Смоленщины проявляется и в размещении населения: наиболее густозаселённые места - у московских и белорусских границ, а также вблизи Смоленска; в центральной части области территория заселена мало.
Скромные размеры Смоленска явно не соответствуют его героическому прошлому. Население города едва превышает 350 тыс. человек, а во всей обширной области немногим более миллиона жителей - это меньше, чем в некоторых административных округах Москвы. Земля, оказавшаяся на пути к столице и неоднократно подвергавшаяся нападениям, за исторически короткие межвоенные периоды не успевала "зарасти" крупными поселениями.
В западном направлении от Москвы первый крупный город - Смоленск - "появляется" лишь через 400 км. Вязьма, которая могла бы стать "западной Тулой", остаётся небольшим и сравнительно слабо связанным со столицей городом: между Вязьмой и Москвой до самого последнего времени не ходили даже электрички.
Промышленное развитие на Смо-ленщине в XIX в., как и во многих областях Центрального района, началось с сельской местности. Это были мелкие и средние предприятия. Единственное крупное производство, появившееся до Октября 1917 г., - Ярцевский хлопчатобумажный комбинат.
Индустриализация страны 30-х гг. обошла Смоленщину. Слишком близко находилась область от западной границы, откуда ожидали новой войны. В этот период в городе построили лишь одно крупное предприятие - льнокомбинат. Только через два десятилетия после окончания Второй мировой войны, когда международное положение стабилизировалось, в области началось сооружение промышленных предприятий - машиностроительных заводов, представляющих сравнительно молодые подотрасли: приборостроение, электротехнику и электронику.
Своей значимостью выделяется Смоленский авиационный завод, специализирующийся на производстве самолетов ЯК. Этот завод и атомная электростанция в Десногорске (на юго-востоке области) - единственные смоленские предприятия, имеющие всероссийскую известность. Близость к Москве отразилась в промышленной структуре Смоленска: здесь действует крупный полиграфический комбинат, печатающий школьные учебники. Особое место в городе занимает завод "Кристалл", на котором гранят алмазы.
Смоленская область заметно отличается от городов Центрального района и от самой Москвы. В её промышленной структуре преобладают высокотехнологичные отрасли, практически отсутствуют предприятия, связанные с первичными, "грязными" стадиями переработки сырья. Однако именно молодые отрасли, появившиеся в 60-70-х гг., особенно приборостроение, ориентированное на военные нужды, оказались в 90-х гг. в глубоком кризисе.
Разрываясь в историко-географи-ческом процессе между двумя полюсами - московским и европейским, Смоленщина всё-таки выбирает московскую сторону.
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Брянские леса издавна были укромным, глухим местом Русской равнины. Само название Брянск произошло от славянского Дебрянск, т. е. "лесные заросли", "дебри". В этих лесах, согласно былине об Илье Муромце, "во сыром дубу" сидел и свистел Соловей-разбойник. Народ указывает даже точное место этого зловредного гнездовья - село Девять Дубов у речки Смородинная (на границе между Брянщиной и Орловщиной). Старейшие города области: Брянск, Карачев, Севск, Стародуб - основаны в XI-XII в.
Чтобы не пустовали пограничные леса, Иван Грозный ссылал туда пойманных беглых крестьян - ими, в частности, заселялась Камаринская (Ко-марницкая) волость, расположенная на юго-востоке современной Брянской области. Отсюда пошла знаменитая плясовая "Камаринская".
Во времена церковного раскола в лесах Брянщины скрывались от преследований старообрядцы, не принявшие никоновских реформ XVII в. Из старообрядческих слобод выросли современные города Клинцы и Новозыбков (слобода Зыбкая). В Но-возыбкове и сейчас находится Архи-епископия древлеправославных христиан (староверов).
Брянская земля знаменита тем, что здесь, в Овстуге, родился поэт Фёдор Иванович Тютчев, а в Красном Роге длительное время жил Алексей Константинович Толстой.
Коренных жителей Восточного Полесья ещё в начале XX в. учёные рассматривали как особую этнографическую группу (настолько они отличались от жителей соседних русских областей). Существовало даже наименование "племени" - папехи (западнее жили апещуки, или поле-щуки). Свою доблесть этот народ проявил в страшные годы немецко-фашистской оккупации: в лесах действовало несколько десятков тысяч партизан.
Малоплодородная брянская земля не могла прокормить население, и жители издавна искали иные источники для выживания. Используя ресурсы леса, болотных руд и стекольных песков, здесь с XVI в. начали возводить сельские заводики по производству поташа, стекла, железа, именуемые соответственно буда, гута и рудня (названия пришли от западных славянских соседей). Эти слова и поныне являются составными частями названий десятков населённых пунктов области. В конце XVIII-XIX в. основаны крупные предприятия; из них широкую известность получили Дятьковский хрустальный (выпускает высокохудожественные изделия) и Брянский машиностроительный завод (производит судовые дизельные двигатели, тепловозы, вагоны-рефрижераторы). В советское время Брянск развивался прежде всего как машиностроительный центр. Брянский автозавод выпускал военные машины большой грузоподъёмности, способные нести ракеты мобильного базирования; брянские автомобили раньше можно было видеть на военных парадах.
Большинство машиностроительных предприятий, зависящих от государственных заказов, в 90-х гг. работало не на полную мощность, и им приходилось менять род своей деятельности.