За время работы Магнитогорского комбината скопилось 100 млн тонн шлаков -две огромные горы.
Транспортные коммуникации - пути сообщения, линии связи.
Первая перепись населения в Российской империи проводилась в 1897 г. Она показала, что тогда (в границах нынешней Российской Федерации) было 430 городов, в которых проживало всего 15 96 населения страны. В основном преобладали малые города. Больших насчитывалось только семь: Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Казань, Астрахань, Ростов-на-До-ну, Тула. Их совсем не было на Урале и за Уралом. Численность населения в самых крупных центрах Сибири - Иркутске и Томске - едва превысила 50 тыс. человек Огромная территория России была охвачена редкой сетью экономически слабых, преимущественно малых городов. Многие из них угасали, потому что располагались вдали от железных дорог.
К концу XX в. картина изменилась. В 1997 г. в Российской Федерации насчитывалось 1087 городов, а доля городского населения составила 73,1 %. Особенно заметно увеличилось число больших городов - с 7 до 165. В них проживает 45 % населения страны - почти половина России! Каждый шестой житель живёт в городе-миллионере, число которых выросло с 2 (Санкт-Петербург, Москва) до 13. Недаром вышедшая в 1970 г. книга американского географа Чарлза Гарриса "Города СССР" начинается фразой: "Советский Союз - страна больших городов". Это утверждение справедливо и для России. Ведь в стране с огромной территорией, многонациональным населением и различными природными условиями крайне необходимо множество центров, расположенных повсюду.
Менее чем за 100 лет Россия превратилась из страны деревень и сельских жителей в страну городов и горожан. Этот процесс - увеличение числа и размеров городов, доли городских жителей в населении страны - называется урбанизацией (от лат. urbanus - "городской"). В XX в. она охватила не только Россию, но практически весь мир, только в разной степени. Так, в Западной Европе, США, Японии доля горожан примерно такая же, как и в России: 73-77 %. Но есть и рекордсмены, например Израиль (92 %) и Сингапур (100 %). А вот в бедных странах Африки и Азии их доля достигает лишь 25-35 %.
Урбанизация - очень сложный, многогранный и противоречивый социально-экономический процесс. Он влечёт за собой и положительные, и отрицательные последствия. Урбанизация в XX в. коренным образом преобразовала мир, окружающую среду и самого человека. Наиболее часто для характеристики уровня урбанизации (иначе говоря, урбанизованности) используют показатель доли городского населения в общем числе жителей страны, хотя его и считают не совсем правильным. Другой показатель - доля населения, сосредоточенного в больших городах (с числом жителей свыше 100 тыс. человек), - более точный. К странам с высокой урбани-зованностью относят те, в которых эта доля составляет не менее 1/3.
РОССИЯ -
СТРАНА НОВЫХ ГОРОДОВ
На протяжении всей истории Россия имела репутацию страны новых городов. В прошлом в связи с последовательным расширением границ государства приходилось создавать системы укреплённых городов, под защитой которых шло хозяйственное освоение территории. Так, на южных границах страны в XVI- XVII вв. возникали города пограничной Белгородской черты (Белгород, Острогожск, Воронеж и др.). А на побережьях морей, к которым Россия стремилась в течение нескольких веков, в разное время строились новые города-порты. Среди них столица империи - Санкт-Петербург, крупнейшие порты Северного Ледовитого океана (Архангельск, Мурманск) и Дальнего Востока (Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Никола-евск-на-Амуре). Железные дороги, активное строительство которых началось в конце XIX в., способствовали появлению новых городов.
В XX в. Россия подтвердила свою репутацию страны новых городов - 2/3 городов страны, т. е. более 600, возникли именно в этом столетии. Российская (советская) урбанизация - исключительное явление. Новые города создавались в разных странах, но не в таких масштабах, как в России. Ведь в среднем за столетие в стране появлялось примерно шесть новых городов в год (т. е. один город - в два месяца), а во второй половине XX в. ещё больше.
Однако такие впечатляющие масштабы и темпы урбанизации наделили города России существенными недостатками.
Во-первых, города рождались преимущественно на волне индустриализации и возникали при предприятиях как их придаток. Им отводилась роль жилищно-коммунальных цехов в составе промышленных комбинатов. Такие города иногда именуются "общежитиями при предприятиях". Производство (завод, фабрика) выдвигалось на первое место, социальная сфера (жилые дома, магазины, школы) - на второе. Города строились под девизом: "Сперва мы строим домны, а домики потом". В промышленности было занято главным образом деревенское население. По мере её развития непомерно растягивались городские территории и коммуникации, не хватало жилья, ухудшалось состояние окружающей среды. Город не поспевал за своим ростом.
Во-вторых, поспешность, с которой строились города, подчас начиная "с нуля", отрицательно влияла на их развитие. Они не успевали стать истинными городами. Это оказались скорее черновые наброски, которым ещё предстояло сложиться в города. Как писал Валентин Петрович Катаев в книге "Время, вперёд!", посвящённой строительству Магнитогорского металлургического комбината и города Магнитогорск, в новых городах не слышно "шума истории", она ещё не успела наложить на них своё клеймо. Размах поражал, но унылое однообразие жилых районов, однотипность зданий и шаблонность приёмов планировки удручали. Возникали города без городской среды. У населения, большая часть которого состояла из вчерашних сельских жителей, не было местных корней, привязанности к новому месту жительства.
Городов не хватало, и приходилось преобразовывать в них сельские поселения. Так становились городами фабричные посёлки при текстильных предприятиях Центрального района, города-заводы Урала и особенно широко распространённые по всей России сёла - районные центры. Взяв на себя городские обязанности, они не отказывались и от сельских. Их облик, планировка, преобладающий тип домов и образ жизни населения практически не изменялись.
Среди старых городов и сейчас немало таких, которые никак не могут преодолеть экономического застоя и социального неблагополучия. Чтобы населённый пункт считался городом, в нём должно проживать не меньше 12 тыс. человек. А ведь в 1995 г. в 156 городах России количество жителей не достигало этой цифры.
ГДЕ РАСПОЛОЖЕНЫ РОССИЙСКИЕ ГОРОДА
Урбанизация в России развивалась двумя путями. Их можно назвать урбанизацией вширь и урбанизацией вглубь. С одной стороны, новые города охватывали всё новые пространства. С другой - они собирались вокруг крупных городов, создавая городские агломерации.
Сеть городов в России неравномерна в разных частях страны. На Севере города разделены огромными расстояниями, образуют редкие очаги в местах добычи полезных ископаемых (Норильск) или в узлах транспортных коммуникаций (Мурманск, Магадан). Такая зона очагового расселения охватывает весь российский Север.
В горной зоне, окаймляющей территорию России с юга, трудно вести строительство. Здесь встречаются лишь немногие "отважные" города, способные противостоять снежным лавинам, землетрясениям и другим проявлениям стихии. Поражаешься, как удаётся таким городам, какТырны-ауз в Кабардино-Балкарии или Тебер-да в Карачаево-Черкесии, приспособиться к нелёгким условиям жизни в горах. Подавляющая часть городов располагается в предгорьях, не удаляясь от гор, но и не забираясь в горные теснины, где очень сложно строить дома и дороги. Поэтому горы Кавказа как будто опоясаны гирляндой крупных, средних и мелких городов (Краснодар, Майкоп, Нальчик и др.).
Большинство российских городов располагается в наиболее освоенной и плотно заселённой части России (см. статью "Где живут в России"). Размещение их отличается своеобразием. Они стремятся, во-первых, равномерно охватить всю эту обширную территорию, а во-вторых - объединиться в крупные города и городские агломерации. В середине XX в. агломерации заняли командное положение в городской сети России. В них проживает примерно 40 % населения страны.
Большие города, городские агломерации и соединяющие их основные магистрали образуют опорный каркас расселения России, который обеспечивает взаимодействие отдельных частей страны, её целостность в экономическом, культурном и политическом отношении.
Очень различаются по характеру расселения Запад и Восток России. В европейской части и на Урале, которые занимают лишь 1/4 территории страны, находится почти 850 городов. А на необъятных просторах Сибири и Дальнего Востока (на которые приходится 75 % территории) расположено лишь около 250 городов. Хозяйственное освоение восточной части России далеко от завершения. Недостаток городов, особенно больших, ощущается очень остро. Да и города здесь возникли гораздо позже, чем в Европейской России. Например, самому древнему русскому городу - Новгороду - более 1000 лет, а старейший город Сибири - Тюмень ("мать городов сибирских") - основан в 1586 г.
В Европейской России насчитывается 11 городов-миллионеров, а в Сибири, где очень нужны крупные центры, соответствующие сибирским масштабам - могучим рекам, великим равнинам, колоссальным месторождениям полезных ископаемых, - их всего два: Новосибирск и Омск. И совсем их нет на Дальнем Востоке, где великой державе необходима более мощная сеть экономически развитых городов.
Континентальность в размещении городов также характерная черта России. Только 168 российских городов находятся в 200-километровой приграничной и приморской полосе, а все остальные - в глубине страны. Это тесно связано и с географией природных ресурсов, и с размещением основных индустриальных баз, которые в условиях военной опасности располагались подальше от границ.
Несмотря на бурный рост городов в XX столетии, в России остро ощущается их недостаток. Наша страна по густоте сети городов сильно уступает развитым странам. Один город у нас обслуживает обширные территории: например, в Курганской области - 8 тыс. км2, а в Омской - 23 тыс. км2, что во много раз больше, чем в странах Западной Европы. Не завершено формирование опорного каркаса на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока, в том числе в зоне Байкало-Амурской магистрали. Предстоит еще создавать города около новых месторождений полезных ископаемых, строить порты на Балтийском и Чёрном морях (вместо тех, которые остались на территории республик бывшего Советского Союза) и на Северном Ледовитом океане.
У нашей страны есть богатейший опыт создания новых городов, и в разных условиях, но сейчас не хватает ресурсов для этого - прежде всего... людей. В России с начала 1990 г. наблюдается сокращение численности населения, в том числе городского. Сельская местность, которая на протяжении всего XX в. поставляла в города новых жителей, практически исчерпала свои возможности. Многие сельские районы России и без того уже обезлюдели.
Поэтому нужно не столько создавать новые города, сколько использовать возможности существующих. Надо помочь многим российским городам стать истинными городами, удобными для жизни их обитателей.